![Высокое ювелирное искусство Филиппа Сажета: как снег на крышах Амстердама вдохновил нидерландского мастера](https://homsk.com/upload/media/posts/2021-10/20/vysokoe-yuvelirnoe-iskusstvo-filippa-sazheta-kak-sneg-na-kryshah-amsterdama-vdohnovil-niderlandskogo-mastera_1634759465-b.jpg)
Всему начало – снег
![Всему начало – снег](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-0-1634759465.jpg)
Филипп Сажет родился в Нидерландах в 1953 году. Его мать была косметологом, а отец – терапевтом, человеком творчески одаренным, но паталогически неуверенным в своем таланте. Он тайно писал картины, которые уничтожал, поскольку не считал их достойными существования.
Однажды, выглянув в окно во время снегопада, Сажет был впечатлен видом родного города, словно увидел его впервые. Снежные хлопья медленно опускались на крыши. Этой красоте суждено было быть недолгой, преходящей – и ни один фотоаппарат не сумел бы в полной мере передать то ощущение сказочного великолепия с оттенком грусти. Именно тогда Сажет решил, что станет ювелиром – чтобы сделать мимолетную красоту вечной.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-2-1634759465.jpg)
Сажет получил образование в Академии Геррита Ритвельда в Амстердаме и уже там обнаружил бунтарский нрав. Комиссия даже не хотела подписывать ему диплом об окончании образования: «Что вы творите? Молодой человек, вы полная бездарность!». Однако нашлись люди, которые поддержали начинающего мастера – например, Ян Элдерс, занимавший высокую должность в академии.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-4-1634759465.jpg)
Он начал профессионально создавать украшения в 1977 году, когда его подход казался по меньшей мере странным. Не только авангардного ювелирного дизайна – искусства, которое впоследствии получило название contemporary (сверхсовременное, отражающее наиболее актуальные социальные проблемы, творческие эксперименты, новейшие формы и идеи), на официальном арт-рынке практически не существовало. Человек семь дизайнеров, пара-тройка искусствоведов – вот и все. Ни музеев, ни выставок, ни громких дискуссий… Именно отчаянные экспериментаторы вроде Сажета заявили, что украшения должны выражать индивидуальность создателя и владельца, а не «хороший вкус», «философию бренда» или чью-то платежеспособность. И именно они инициировали разговор о том, что такое по-настоящему современные украшения.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-6-1634759465.jpg)
Впервые Филипп Сажет принял участие в выставке ювелирных изделий в 1986 году, - и с этого момента мир дизайна уже не был прежним.
В отличие от многих своих коллег, Сажет никогда не занимался графическим дизайном, мебелью или любыми другими смежными сферами проектирования. Только украшения – и никак иначе. Некоторые называют его увлеченность исключительно ювелирным дизайном формой сектантства, однако именно Сажет одним из первых проложил кратчайший путь между современным искусством и ювелирным делом.
«Я не ищу, я нахожу»
![«Я не ищу, я нахожу»](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-8-1634759465.jpg)
Об источнике идей Сажет отвечает цитатой Пикассо – «я не ищу, я нахожу». Украшением может стать все, что способно вызвать эмоции. Ведущий метод ювелира – геометризированный минимализм. Он намеренно отказывается от любого декора и изобразительности в пользу лаконичных форм, практически чистой технической структуры изделия. Сажет создает от двадцати до сорока изделий в год с самого начала своей творческой карьеры и не планирует останавливаться.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-10-1634759465.jpg)
Он использует богатую и сложную палитру оттенков, характерную для итальянского ренессанса – что неудивительно для человека, несколько лет стажировавшегося в Падуе. Самый любимый его цвет – красный, «цвет всего живого». Он пламенеет в кольцах, горит в крупных тяжелых ожерельях, вспыхивает в серьгах… В восьмидесятые Сажет начал активно работать с эмалями – старинной техникой, которая позволяет создать впечатляющую игру цвета. Она была несправедливо забыта и заново рождена сначала на заре XX века, а затем, после очередных лет забвения, на его излете. Филипп Сажет, как ни странно, не считает, что использует новые методы – он сочетает известные ему образы и материалы в ином контексте.
Украшения для Жанны д’Aрк
![Украшения для Жанны д’Aрк](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-12-1634759465.jpg)
В одном из интервью (которые, как можно судить, Сажет дает не особенно часто), журналисты сравнили его работы с образом Жанны д’Aрк – и дизайнеру явно польстило это сравнение. Действительно, его украшения одновременно изящные и агрессивные, в них тонкие линии золота сочетаются с необработанным камнем, хрупкость и сила находятся в идеальном балансе. По словам мастера, он создает украшения для людей, имеющих смелость признать свою уязвимость.
Можно ли это носить?
![Можно ли это носить?](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-14-1634759465.jpg)
Как бы то ни было, Сажет считает себя не художником-бунтарем, а обыкновенным ювелиром. Он утверждает, что его «странные вещи» - не для музеев. Они непременно должны носиться. Смелые, ироничные, они должны стать частью личности владельца и его способом общения с миром. Этим – стремлением к коммуникации – и объясняется особая любовь Сажета к кольцам, хотя, строго говоря, в эксплуатации его творения не особенно удобны – и серьгам, которые, по крайней мере, требуют меньше осторожности и внимания.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-16-1634759465.jpg)
Эти украшения привлекают чужие взоры к лицу и рукам той (или того), кто их носит, заставляя собеседника концентрироваться на мимике, жестикуляции, эмоциях. Своеобразно отношение дизайнера к украшениям как символу статуса. Он часто использует дорогие материалы в сочетании с простыми, почти лишенными обработки, или создает копии легендарных бриллиантов из кварца и стекла.
За пределами искусства
![За пределами искусства](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/20/37915-entry-18-1634759465.jpg)
О личной жизни художника известно мало. Он был женат дважды, и оба раза оказывался в браке с коллегами по цеху. Его дочь от первого брака, Нина Сажет, также занимается дизайном ювелирных украшений. Помимо создания украшений, он всегда много и активно преподавал. Сажет уже с восьмидесятых годов активно читает лекции и проводит творческие лаборатории в родных Нидерландах, в Великобритании, в Японии, в Израиле – и неизменно вдохновляет молодых дизайнеров быть смелыми и искренними.
Необработанные материалы любит и чета Монис. Их украшения из окаменелостей возрастом 4 миллиона лет - признанные шедевры ювелирного дизайна.