Национальная Ассамблея в Бангладеш (Jatiyo Sangshad Bhaban), созданная американским архитектором Луисом Каном является уникальным сооружением, в дизайне которого просматривается современный монументализм тяготеющий к древности.
Справка: Луис Исидор Кан (Louis Isadore Kahn, 1901-1974 гг.) — величайший американский архитектор монументалист, бруталист и модернист, работы которого стали иконой современного искусства. Кан принимал активное участие в составлении градостроительного плана Филадельфии и Бангладеш. Наиболее значимые проекты Кана: Институт Солка в Ла-Хойя в Калифорнии (1959-1965 гг.), Музей искусств Кимбелл в Техасе (1966-1972 гг.), Институт управления в Ахмедабаде в Индии (1962-1974 гг.) и Национальная Ассамблея в Дакке (Бангладеш, 1961-1983 гг.).
1. Новая страница истории Бангладеш
Абсолютно новое видение правительственных сооружений появилось именно в тот момент, когда Восточный Пакистан пытался получить полную независимость, а это значит – организовывать страну с нуля. На пороге преобразований лидер этого региона Аюб Хан решил, что в столице будущего суверенного государства Бангладеш Дакке нужно возводить здание, где будет заседать Парламент страны.
Для создания проекта сооружения и был приглашен Луис Кан, который с воодушевлением взялся за столь масштабное строительство в 1961 г. Но военные действия, вызванные освободительной войной бенгальцев, прервали процесс возведения. Это обстоятельство поменяло не только ход истории страны, но и видение самого Кана. Война вдохновила его на кардинальное переосмысление всего проекта.
В итоге практически в одночасье дизайн комплекса превратился из внушительного правительственного учреждения в символ демократии и гордости бенгальского народа.
2. Необычная структура сооружения Национальной Ассамблеи
Чтобы архитектурными формами подчеркнуть главенство демократии, Луис Кан в центре комплекса создал бетонно-мраморное сооружение в форме восьмиугольника высотой 47 м., которое и стало основной палатой парламента. Вокруг него он расположил 8 блоков высотой 33 метра, каждый из которых соединен с центральным сооружением отдельными переходами. Именно в этих блоках и переходах созданы отели, рестораны, офисные помещения, а также больница и другие вспомогательные учреждения.
Чтобы беспрепятственно передвигаться внутри комплекса, каждый из этих 9-этажных блоков соединяется друг с другом только на трех уровнях. Сложная транспортная сеть различных типов лифтов позволяет легко осуществлять переход от одного к другому.
В проекте этого здания ярко прослеживается любовь Кана к созданию четкого разграничения пространства с учетом функциональности. Но при этом он не забывал об эстетике и общности ансамбля, филигранно сочетая как народные, так и монументальные элементы архитектуры.
3. Гениальное использование геометрии
Индивидуальность дизайна исходит из геометрических форм, которые украшают фасад здания. Кан не только необычностью форм ансамбля собирался создать идеальное выражение для новой демократии, но и использовал геометрические фигуры, такие как круг, полукруг, квадрат и треугольник. Эти формы ярко подчеркивали драматическую атмосферу, вызванную неспокойным временем, и были навеяны бангладешской культурой.
Различные отверстия в форме треугольников, кругов и прямоугольников отличают это здание от типичных монументальных структур и при этом позволяют отказаться от установки окон. Нестандартная геометрия конструкции вперемешку с необычными углублениями на фасаде здания привнесли особенный шарм, который усиливается благодаря водам искусственного озера, созданного вокруг комплекса.
4. Устойчивость к экстремальному климату
Комплекс Национальной Ассамблеи в Дакке признан самым масштабным сооружением такого типа, и это немудрено, ведь он занимает 81 га парковой зоны, плавно переходящей в искусственное озеро. Но, несмотря на своеобразный оазис, в котором расположен Парламент, сам регион подвержен стихийным бедствиям, таким, как наводнения, тропические циклоны, торнадо и экстремальная жара. Учитывая реальный риск, при проектировании парламентского комплекса аспекту безопасности и устойчивости к природным катаклизмам уделялось особое внимание.
Для увеличения прочности сооружения бетон был инкрустирован белым мрамором. А для создания комфортного микроклимата внутри Национальной Ассамблеи углубленные отверстия на фасаде и водная гладь вокруг сооружения сослужили хорошую службу. Благодаря им удалось достичь свободной циркуляции охлажденного воздуха, что позволило поддерживать оптимальную температуру внутри здания.
5. Мировое признание
К сожалению, Луису Кану не удалось увидеть свой шедевр в завершенном виде, но внезапная смерть автора проекта не помешала закончить строительство, хотя на это понадобилось еще 8 лет. Несмотря на то, что в 80-х годах прошлого века не очень жаловали брутализм и монументализм, но здание Национальной Ассамблеи в Бангладеш получило одобрение и критиков и общественности. И теперь шедевр Кана считается одним из лучших его проведений и общемировых достижений, он также удостоен награды Ага Хана за архитектуру (1989 г.). Кроме того, по версиям некоторых изданий этот комплекс признан одним из Семи архитектурных чудес света.
После ухода Кана велось строительство нескольких корпусов резиденций для парламентариев вблизи Национальной Ассамблеи, которые не входили в проект мэтра. Естественно, такое своеволие вызвало недовольство общественности и сообщества архитекторов. Совсем недавно после многолетнего противостояния Верховный суд Бангладеш принял таки решение о сносе самостроя и об обеспечении сохранности первоначального концепта Луиса Кана от каких-либо изменений.