Жан-Леон Жером: незаслуженно забытый почти на целый век гений живописи, ожививший античность
0
612
просмотров
Жан-Леон Жером был выдающимся французским художником XIX века, ярким представителем академического направления в живописи. Картины Жана-Леона Жерома отличаются безупречно выстроенной композицией и изысканной цветовой гаммой.

Жан-Леон Жером не принимал творчество импрессионистов, которых считал бесчестьем французского искусства. Этим он снискал весьма неоднозначную славу яростного сторонника академизма и преследователя новых течений.

Жан-Леон Жером. Картина «Автопортрет», 1886

Биография Жана-Леона Жерома

Жан-Леон Жером появился на свет 11 мая 1824-го года в небольшом городке на востоке Франции, в семье ювелира. Еще в юные годы он сделал потрясающую копию знаменитой картины Александра-Габриэля Декампа (Alexandre-Gabriel Decamps), которую похвалил известный художник Поль Деларош (Paul Delaroche). В 16 лет, вопреки воле отца, молодой человек уехал в Париж, чтобы обучаться в частной студии Делароша. Уважение, трепетное и теплое отношение к наставнику Жан-Леон Жером пронесет через всю свою жизнь.

Жан-Леон Жером. Ученическая работа «Голова женщины», 1844

В 1843 году учитель и ученик отправляются в Италию и проводят там год. Впоследствии Жером будет с восторгом вспоминать эту поездку. Одной из самых заметных работ «римского периода» стала картина «Голова женщины».

Через год Деларош отошел от дел, поручив своих студентов швейцарцу Шарлю Глейру (Charles Gleyre). Именно под его влиянием Жан-Леон Жером заинтересовался античностью и Ближним Востоком. Картины начинающего художника с сюжетами, заимствованными из греческой мифологии, были одинаково далеки как от академизма, так и от реализма. Поэтому их автора причислили к «неогрекам» — поклонникам греческой классики.

Жан-Леон Жером. Картина «Молодые греки забавляются петушиным боем», 1846

В 1846-м талантливый живописец закончил свое первое монументальное произведение — «Молодые греки забавляются петушиным боем», и был награжден за него медалью парижского Салона 3-го достоинства.

Жан-Леон Жером. Картина «Анакреон, Вакх и Амур», 1848

В 1848 году Жан-Леон Жером стал лидером «фаланстера художников», который критики стали называть «школой Жерома». К этому периоду относится картина «Анакреон, Вакх и Амур», принесшую своему создателю медаль Салона 2-го достоинства.

Жан-Леон Жером. Эскиз «Гинекей, или Греческий интерьер», 1848

В 1850-м вызвал жаркие споры эскиз «Греческий интерьер», изображающий лупанарий. Критики сочли сюжет излишне фривольным, непристойным. На пике скандала «Греческий интерьер» приобрел Луи Наполеон: это было огромной честью для начинающего автора. Вдохновленный столь эффектной развязкой истории, художник пишет эротическую картину «Идиллия».

Жан-Леон Жером. Картина «Арнауты конвоируют египетских рекрутов в пустыне», 1857

В 1853 году он посещает Стамбул, а в 1856-м отправляется в Египет, где рисует эскизы и наброски. Выставленные в 1857 году картины «Египетские рекруты», «Пейзаж Фиваиды» и «Верблюды на водопое» производят на публику сильное впечатление, демонстрируя свежий взгляд на загадочный Восток.

Жан-Леон Жером. Картина «Царь Кандавл», ок. 1859

В 1861 году Жером получил на дуэли легкое ранение. Он вынужден был покинуть родину и провести около двух лет в дальних странствиях. Возвратившись во Францию, художник стал преподавать в парижской Школе изящных искусств.

Жан-Леон Жером. Картина «Фрина перед ареопагом», 1861

В 1872 году живописец наконец обращается к давно волнующей его теме гладиаторских боев. Картина «Pollice Verso» заняла достойное место среди лучших исторических произведений XIX столетия, и именно ее автор считал своим главным достижением.

Жан-Леон Жером. Картина «Араб и его скакун. В пустыне», 1872

В 1878 году Жан-Леон дебютировал в роли скульптора, воплотив героев-гладиаторов в бронзе. Постепенно живопись неразрывно соединилась в его работах со скульптурой («Пигмалион и Галатея», «Модель скульптора», «Краски вносят жизнь в скульптуру»).

Жан-Леон Жером. Картина «Краски вносят жизнь в скульптуру», 1893

Начало ХХ века ознаменовалось для мастера решительным неприятием импрессионизма, что вызвало большой общественный резонанс. Художник прослыл ретроградом и врагом прогресса. Здоровье начало постепенно ухудшаться, и 10 января 1904-го года Жан-Леон Жером скончался. После смерти имя его было надолго, вплоть до 70-х годов ХХ столетия, предано забвению.

Жан-Леон Жером. Картина «Истина, выбирающаяся из колодца, вооружённая плетью для наказания человечества», 1896

Самые известные картины Жана-Леона Жерома

Картины Жана-Леона Жерома открывают простор для воображения, позволяют зрителю фантазировать о том, что предшествовало запечатленному моменту или что должно случиться вот-вот. Среди его лучших произведений:

  • «Голова мальчика» (1844) — самая первая сохранившаяся работа.
  • «Отдых в русском лагере» (1854) — хранится в одной из частных коллекций в США.
  • «Царь Кандавл» (1854) — воспроизводит драматический сюжет, описанный Геродотом.
  • «Дуэль после маскарада» (1857) — картина имела невероятный успех, и автор лично снял с нее 2 копии.
  • «Pollice Verso» («Большие пальцы вниз») (1872) — при написании картины модели облачались в настоящие гладиаторские доспехи.
  • «Два величества» (1883) — царственный лев в гордом одиночестве любуется восходом солнца.
Жан-Леон Жером. Тондо «Голова мальчика», 1844
Жан-Леон Жером. Картина «Отдых в русском лагере», 1854
Жан-Леон Жером. Картина «Дуэль после маскарада», 1857 Жан-Леон Жером. Картина «Pollice Verso», 1872
Жан-Леон Жером. Картина «Pollice Verso», 1872
Жан-Леон Жером. Картина «Два величества», 1883

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится