Жан Огюст Доминик Энгр: французский художник, ставивший превыше всего исторический жанр и воспевал красоту обнаженного женского тела
1,718
просмотров
Жан Огюст Доминик Энгр — это известный французский художник первой половины XIX столетия, ставший самым выдающимся академистом своего времени. Картины Жана Энгра выполнены в стиле неоклассицизма. Высшим расцветом изобразительного искусства он считал эпоху Итальянского Возрождения и стремился вернуть в живопись былую красоту. В творчестве этого автора оживают эпичные сцены из истории, мифологии и литературы. Не менее высоко ценятся его портреты.
Жан Энгр. «Автопортрет», 1804

Биография Жана Энгра

Жан Энгр — сын живописца из Тулузы, осевшего в городе Монтобан. Будущий прославленный академист родился 29 августа 1780 г. и стал старшим из троих детей. Учиться рисованию мальчик начал у отца, а продолжил в местной художественной школе. В 17 лет он поступает в парижскую Академию изящных искусств и становится учеником одного из самых ярких представителей классицизма — Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).

Жан Энгр. «Портрет Жана-Жозефа Энгра, отца художника», 1804

Жан Энгр быстро стал одним из лучших студентов Академии. Он мечтал о Римской премии, дававшей право на четырехлетнюю стажировку в Италии. В 1801 году он достиг этой цели, создав сразу две выдающихся работы: «Мужской торс» и «Послы Агамемнона у Ахилла». Второе произведение стало дебютным в парижском Салоне и вызвало хвалебные отзывы. Но поездку пришлось отложить по финансовым соображениям. Сам Энгр был беден, а ассигнования от правительства пришли только через пять лет.

В ожидании путешествия художник держал небольшую мастерскую, писал портреты для заработка и копировал произведения классиков для повышения мастерства. Одна из лучших работ этого периода — «Портрет мадемуазель Ривьер».

Жан Энгр. «Мужской торс», 1800
Жан Энгр. «Послы Агамемнона у Ахилла», 1801
Жан Энгр. «Портрет мадемуазель Ривьер», 1805

В 1806 году состоялась долгожданная поездка в Рим. Жан Энгр полюбил Италию и прожил в ней значительную часть своей жизни: сначала 14 лет в Риме, затем еще четыре года — во Флоренции. Когда оплачиваемая стажировка закончилась, художник не поспешил на родину. Во Франции его ранние работы принимали прохладно, а в Италии не было недостатка в заказчиках. Живописец восхищался шедеврами Рафаэля и создал в этот период многие из своих самых значительных произведений.

Жан Энгр. «Рафаэль и Форнарина», 1814
Жан Энгр. «Купальщица Вальпинсона», 1808

Возвращение в Париж состоялось в 1824 году, когда в Салоне выставлялась знаменитая «Резня на Хиосе» Эжена Делакруа (Eugene Delacroix). Жан Энгр успел выставить масштабный холст «Обет Людовика XIII», после чего стал считаться главной надеждой сторонников классического искусства, противостоявших тенденциям романтизма. В дальнейшем Энгр посвятил себя преподаванию и собственные работы писал нечасто. Важная работа второго парижского периода — «Апофеоз Гомера», который считается одним из наиболее программных произведений живописца.

Жан Энгр. «Обет Людовика XIII», 1824
Жан Энгр. «Апофеоз Гомера», 1826-1827

В 1834 году Жан Энгр снова отправляется в Италию и посвящает себя преподаванию в Римской Академии. Времени на живопись оставалось мало, и все же появилось несколько выдающихся работ, например, «Одалиска и рабыня». В 1841 году художник с триумфом возвращается во Францию — теперь уже навсегда. О его статусе свидетельствует приветственный банкет на 400 гостей и личная встреча с королем.

Жан Энгр. «Одалиска и рабыня», 1842 Жан Энгр. «Портрет княгини де Брольи», 1853
Жан Энгр. «Портрет княгини де Брольи», 1853

Жан Энгр был счастливо женат на Мадлен Шапель и тяжело переживал ее смерть в 1849 году. Спустя некоторое время 71-летний мастер женился повторно на Дельфине Рамель, окружившей его заботой и комфортом. Умер художник 14 января 1867 г. от воспаления легких, прожив 86 лет. Детей у него не было. Все имущество было завещано родному городу Монтобану, где открылся действующий и сейчас Музей Энгра.

Жан Энгр. «Портрет Дельфины Ромель-Энгр, жены художника», 1859 Жан Энгр. «Автопортрет в возрасте семидесяти восьми лет», 1858
Жан Энгр. «Автопортрет в возрасте семидесяти восьми лет», 1858

В истории живописи Энгр известен как главный соперник Эжена Делакруа. В их многолетнем противостоянии отразилась борьба академизма и романтизма. Влияние «последнего оплота классической школы» испытывали многие европейские художники:

  • Фредерик Лейтон (Frederic Leighton);
  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Огюст Ренуар (Auguste Renoir);
  • Анри Матисс (Henri Matisse);
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и другие.
Жан Энгр. «Жанна д’Арк на коронации Карла VII», 1854

Самые известные картины Жана Энгра

Картины Жана Энгра отличаются виртуозным исполнением и выверенной композицией. Сам живописец превыше всего ставил исторический жанр и воспевал красоту обнаженного женского тела. Современные искусствоведы больше ценят его портреты, позволяющие лучшие узнать ушедшую эпоху. Вот самые значимые произведения Энгра:

  • «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806). На этом холсте император предстает в образе Юпитера, что подчеркивает его могущество и власть. Также прослеживается сходство с фигурой Бога-Отца на Гентском алтаре.
  • «Большая одалиска» (1814). Автор написал идеализированную красавицу в восточном антураже и намеренно пожертвовал анатомической достоверностью, чтобы сделать образ более выразительным.
  • «Мадонна перед чашей с причастием» (1841). Эта работа из собрания Пушкинского музея хорошо известна в России. Она была написана для Александра II.
  • «Источник» (1820-1856). Над этим произведением, посвященным поиску совершенной женской красоты, художник работал более тридцати лет.
  • «Турецкая баня» (1862). Эта картина со сложной композицией считается венцом работ Энгра в жанре ню. Художник завершил ее в возрасте 82 лет.
Жан Энгр. «Наполеон на императорском троне», 1806
Жан Энгр. «Большая одалиска», 1814
Жан Энгр. «Мадонна перед чашей с причастием», 1841
Жан Энгр. «Источник», 1820-1856
Жан Энгр. «Турецкая баня», 1862

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится