Живопись энергичных и смелых художников: в чем особенности техники алла прима
125
просмотров
Алла прима (от итальянского a la prima — «с первой попытки») — это техника живописи, в которой художник пишет картину за один сеанс, до полного высыхания красок. Чтобы добиться нужного результата в технике алла прима живописец должен работать быстро и уверенно. Нанесение второго слоя краски по сырому, еще не высохшему первому требует от автора особого мастерства и интуитивного понимания сути процесса.
Алла прима. Уинслоу Хомер. Картина «Гребля домой», 1890

Алла прима оптимально подходит для написания картин в динамичной и экспрессивной манере. В руках мастера она удивительным образом помогает раскрыть новые возможности традиционных живописных материалов: масляных или акварельных красок.

Алла прима. Альфред Сислей. Картина «Баржи в Бийанкуре», 1877

Плюсы и минусы алла примы

Плюсы и минусы алла примы Алла прима. Франс Халс. Картина «Портрет Джаспера Шад ван Веструма», 1645

Алла прима, как и любая другая живописная техника, имеет определенные достоинства и недостатки. На них стоит обратить внимание не только начинающим, но и опытным художникам.

Алла прима. Диего Веласкес. Картина «Менины», 1656

К плюсам техники можно отнести:

  • Высокую, буквально на одном дыхании, скорость написания картины, которая позволяет живописцу запечатлеть на холсте состояние природы «здесь и сейчас».
  • Возможность в кратчайшие сроки увидеть готовое произведение и получить удовольствие от его созерцания.
  • Преодоление распространенных страхов художника (боязни начать или вовремя не закончить работу, внезапного разочарования и многочисленных сомнений в собственных силах в процессе написания произведения).
Алла прима. Жан-Оноре Фрагонар. Картина «Портрет Франсуа-Анри д’Аркура», 1769

Минусы этой техники также заслуживают отдельного упоминания:

  • Некоторая незавершенность картин, нередко раздражающая людей-перфекционистов.
  • Сложность точной передачи на холсте или бумаге объема и формы, цветов и оттенков без наличия определенного практического опыта.
  • Упрощенность композиции вследствие недостатка времени для тщательной прорисовки деталей.
Алла прима. Томас Гейнсборо. Картина «Возвращение с жатвы», 1784

Алла прима подходит не всем художникам, но попробовать свои силы в ней может любой начинающий живописец. Особенно тот, кто не боится экспериментировать и страстно желает добиться признания.

Алла прима. Клод Моне. Картина «Впечатление. Восход солнца», 1872

История алла примы

Алла прима известна в изобразительном искусстве с XVI века. Изначально ее применяли во вспомогательных целях: при написании портретных эскизов или пейзажных этюдов. Впоследствии живописец на основе имеющихся набросков в своей мастерской в течение длительного времени создавал законченное произведение. Но уже столетие спустя отношение к технике изменилось. Ее начали использовать в качестве основного способа написания картин многие выдающиеся мастера барокко, а затем и рококо.

Алла прима. Поль Сезанн. Картина «Художник за работой», 1875

В середине XIX века алла прима пережила подлинный расцвет благодаря, в первую очередь, Клоду Моне (Claude Monet). Один из основоположников импрессионизма сумел разглядеть огромные возможности этой техники для передачи на холсте мимолетных впечатлений автора. Классическим примером творчества Моне можно без сомнения назвать картину «Впечатление. Восход солнца», написанную великим мастером именно в такой манере.

Алла прима. Винсент ван Гог. Картина «Звездная ночь», 1889

В последующие годы живопись «по-сырому» была востребована в среде представителей других направлений искусства:

  • постимпрессионизма;
  • экспрессионизма;
  • модернизма;
  • авангарда.

И в наши дни многие живописцы создают свои произведения в этой оригинальной технике, а тысячи начинающих художников оттачивают с ее помощью свое профессиональное мастерство

Алла прима. Анри Матисс. Картина «Подсолнухи в вазе», 1899

Известные художники, работавшие в алла приме

К самым известным художникам, использующим алла приму, можно причислить следующих мастеров:

  • Диего Веласкеса (Diego Velázquez) — знаменитого испанского мастера барокко, непревзойденного портретиста и придворного художника испанского короля.
  • Франса Халса (Frans Hals) — гениального представителя Золотого века голландской живописи, автора многочисленных картин портретного жанра, написанных в контрастной цветовой гамме.
  • Жана-Оноре Фрагонара (Jean-Honoré Fragonard) — французского живописца стиля рококо, автора красочных пасторалей, пейзажей и исторических картин.
  • Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — английского мастера изобразительного искусства, создававшего свои многочисленные работы легкими мазками в предельно сжатые сроки.
  • Клода Моне — гениального импрессиониста, вдохновившего сотни последователей своим творчеством, автора множества потрясающих пейзажей.
  • Уинслоу Хомера (Winslow Homer) — основоположника реализма в американской живописи, выдающегося мариниста и мастера бытового жанра.
Алла прима. Джон Сингер Сарджент. Картина «Сладкое безделье», 1909

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится