Мечта детства
Он появился на свет в Ереване в 1935 году, но отец его, Борис Акимович, ушел из семьи, когда сыну едва исполнился месяц от роду. Зато мама, служившая в Министерстве культуры Армянской ССР, души не чаяла в мальчике, и мечтала о том, чтобы он полюбил театр точно так, как любила его она сама. Правда, она и представить себе не могла, что у сына эта любовь трансформируется в страстную мечту стать актёром.
Несостоявшийся клоун
Но ещё до того, как у маленького Армена Джигарханяна сформировалось желание посвятить себя актёрской профессии, он мечтал, как будет выходить на арену цирка и отчётливо представлял себя в роли клоуна. Впоследствии оказалось, что мальчик отчаянно боится высоты, поэтому в цирке он попросту не сможет работать.
Умение не сдаваться
Актёр умел не опускать руки в сложных ситуациях. И когда его не приняли в ГИТИС, он решил идти к своей мечте другим путём. И стал помощником оператора на киностудии «Арменфильм», а после поступил на актёрский факультет художественно-театрального института в родном Ереване. И уже в студенческие годы стал выходить на сцену Ереванского драмтеатра.
Покорение столицы
Актёр был вполне доволен своей службой в Ереванском театре и вряд ли бы решился отправиться в столицу наугад, без приглашения. Но судьба была благосклонная к нему и предоставила шанс в лице актрисы театра «Ленком» Ольги Яковлевой. Она увидела актёра в постановке «Ричард III» в Ереване и была настолько впечатлена талантом Джигарханяна, что в самых ярких красках описала молодое дарование худруку своего театра Анатолию Эфросу. В 1967 году он предложил Армену Джигарханяну место в труппе «Ленкома». После ухода режиссёра из «Ленкома» актёр перешёл в театр имени Маяковского по приглашению Андрея Гончарова, а в 1996 году создал свой собственный театр.
Отказ от ролей
Он стал рекордсменом Гиннесса по количеству сыгранных ролей, но были в его жизни ситуации, когда он всё же отказывался от работы в кино. При этом Армен Джигарханян не говорил о том, что он очень занят или ему не нравится сценарий. Он откровенно признавался: причиной отказа чаще всего был страх. Он просто боялся не справиться, ошибиться, не дотянуть до нужного уровня.
Проблемы с языком
Актёр больше 15 лет жил на две страны, с удовольствием летая из России в США и обратно. Он мечтал играть в театре в Далласе, где у него был дом, но так и не смог выучить английский язык. Он занимался самостоятельно, приглашал учителей, но всё было тщетно. Сам актёр называл это «большой трагедией», которая мешала ему даже ходить в театр в США, так как он не понимал ни слова.
Хотел уйти со сцены
Незадолго до своего 75-летия актёр собирался уйти со сцены. Когда же ему задали вопрос о причинах такого решения, Армен Джигарханян сказал о том, что больше не может себе позволить играть большие роли и читать длинные монологи. Как оказалось, актёр стеснялся того, что у него вставная челюсть и боялся ситуации, при которой она может выпасть. Возможно, позже он всё же смог как-то решить этот вопрос, ведь зрители могли видеть талантливого актёра на театральной сцене и позже.
Любимые роли
В одном из своих многочисленных интервью актёр рассказал о том, что больше всего любит мультипликационные фильмы. И вообще, ему было близко всё мультипликационное и сказочное. Он всегда много играл в театре, снимался в кино, но лучшей своей ролью называл Медведя из «Красной Шапочки». Он вышел на сцену в этом образе в 1958 году в Ереване и на протяжении всей жизни помнил о том, как мог делать на сцене всё, что хотел. А любимой работой актёра в кино был фильм «Треугольник» Генриха Маляна, снятый в 1967 году, где Армен Джигарханян сыграл кузнеца по имени Мукуч, доброго и мудрого. За эту работу актёр был награждён Государственной премией Армении.
Неинтересная роль
Зрители отмечали, насколько гармоничен был Армен Джигарханян в образе Горбатого в культовом сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Актёр отмечал: фильм сделан очень здорово, в нём сошлись хорошая литература, талант режиссёра и убедительность актёров. Но при этом признавался, что над ролью Горбатого работать ему было не очень интересно. Этот образ не требовал сложной драматургии, которой актёр был избалован.
Одинокий волк
Армен Борисович сам себя называл одиноким волком и признавался: лучше всего у него всё получается, когда приходится преодолевать сопротивление. Но при этом он всегда был одинок в своих страданиях, поисках и ошибках. Это был его путь.