Как появился Петрушка и что это за персонаж
824
просмотров
Кажется, что этот персонаж театра существовал всегда. В наши дни он стал достоянием детских представлений, а они не обходятся без забавных героев. Вот уж кто умеет рассмешить! И частушки петь он мастер, и загадки загадывать, и потешные сценки разыгрывать! Он заставляет развеселиться и детей, и взрослых.
А. И. Корзухин, «Петрушка идет»

С большим энтузиазмом и воодушевлением встречают ребята ведущего, который стихами обращается к ним:

Эй, ребята, не зевайте —
Гостя нашего встречайте!
Он — весёлая игрушка!
А зовут его…

«Петрушка!» — радостно подхватывают юные зрители. Однако миролюбивым Петрушка стал далеко не сразу.

Наследник ярмарочных балаганов

Известен персонаж с XVII века. А истоки представлений с его участием возникли намного раньше — в искусстве скоморохов. И характер у персонажа Петрушки весьма задиристый и дерзкий. Он высмеивал героев как из простых, так и из знатных. Шутки были порой далеко не безобидными.

Петрушка мог быть перчаточной куклой, но использовались также марионетки с более сложным устройством. Нередко кукольники-петрушечники объединялись с шарманщиками. Незатейливые мелодии сопровождали представления.

Ещё интересен голос Петрушки. Пронзительный тембр достигался при помощи особого приспособления — пищика, или говорка. Состояло оно из металлических пластинок и ткани.

Л. И. Соломаткин, «Петрушка», 1878 г.

Сюжеты варьировались вокруг нескольких тем. Популярным было представление, где Петрушка женится. Причём он говорил: «Женюсь на дочери такого-то», — и называл фамилию самого знатного и влиятельного помещика в тех краях. Затем выводил куклу. Ещё нередко кукольный герой посещал врача. А заканчивался спектакль потасовкой, в которой Петрушка колотил своего недоброжелателя.

Плутовские проделки

Петрушка в какой-то мере — архетипический персонаж. Это плут. Он не относится однозначно к положительным или отрицательным героям. Однако симпатии зрителей неизменно на его стороне. А доставалось от него всегда малосимпатичным персонажам.

Петрушка вызывал немало ассоциаций, в том числе его имя. Когда у власти был Пётр Первый, то нетрудно было провести нить к конкретной личности. Шутки у Петрушки зачастую были острыми — как говорится, на злобу дня. Иногда петрушечниками интересовались стражи порядка. Но у кукольника был готов ответ на претензии: мол, это не я говорю, а Петрушка. И это убеждало. В давние времена многие верили, что кукла может жить самостоятельной жизнью.

К началу XX века театр кукол с участием Петрушки пошёл на спад. Однако персонаж по-прежнему был популярен, но уже в более миролюбивом варианте. Петрушка стал желанным гостем на детских праздниках. А его шутки уже не были злыми и саркастичными.

Сургутская «Петрушка»

Интересен занимательный факт. У русского Петрушки есть братья в других странах. В Италии это Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — мистер Панч, в Германии — Гансвуд, в Турции — Карагёз, в Индии — Видушака.

Леонид Иванович Соломаткин – Петрушка

Колоритные картины

Петрушка стал героем и живописных полотен. Русский художник Леонид Иванович Соломаткин (1837−1883) известен своими жанровыми сценами из жизни городских низов. Несколько раз он создавал картины, где изображал представления в балагане. Известны два произведения с названием «Петрушка» — 1878 и 1882 годов. На них очень реалистично изображены сцены — и сам незатейливый балаган кукольников, и пёстрая толпа зрителей.

Петрушка присутствует на полотнах Сергея Судейкина и Александра Тышлера. К образу забавного героя обращаются и современные живописцы.

От балаганного персонажа — к высокой трагедии

В 1914 году в программе «Русских сезонов» в Париже состоялась премьера балета «Петрушка». Создал его триумвират — композитор Игорь Стравинский, художник Александр Бенуа и хореограф-новатор Михаил Фокин. Петрушка выступил как трагический герой. За кукольной внешностью скрывалась ранимая человеческая душа.

Действие разворачивается на масленичных гуляньях. Внимание толпы привлекает балаган Фокусника. Перед зрителями предстают три куклы: Арап, Балерина, Петрушка. Они начинают действовать, как живые люди.

Петрушка вечно притесняем, он нервный, затравленный. Его единственное утешение — Балерина, которую он любит. Но кокетка стремится привлечь внимание Арапа.

В невзрачной комнате, где заперт Петрушка, всё ему напоминает о его печальной жизни. На стенах страшные картины, которыми Фокусник запугивает его. Петрушка мечется в замкнутом пространстве и снова оказывается перед портретом самого Фокусника. В отчаянии Петрушка грозит кулаком виновнику своих бед. Только мысли о Балерине приносят утешение.

А в другой комнате Арап забавляется с огромным кокосовым орехом. Старается разрубить его саблей, но ничего не получается. Арап решает, что это из-за сверхъестественной силы, сокрытой в орехе. И начинает усиленно молиться ей. Не обращает внимания на Балерину, которая кокетничает и наигрывает весёлый мотивчик.

Появляется Петрушка, но его безжалостно выталкивает Арап. Балерина восхищена смелостью и силой Арапа, который кажется ей красивым и отважным.

А на площади продолжается гулянье. Но празднование прерывается. Арап гонится за Петрушкой и ударом сабли убивает его. Зрители обескуражены. Но Фокусник показывает всем набитое опилками тело Петрушки — это всего лишь кукла и ничего более! Веселье возобновляется.

Александр Лоскутов. Театр петрушки «БалаганЪ»

Но внезапно на крыше балагана появляется призрак Петрушки. Вознесясь над площадью, он грозит своим мучителям. Его дух убить невозможно.

Секрет Полишинеля

Петрушка невероятно многолик, и трудно угадать, в какой ипостаси он предстанет в очередной раз. Он способен быть и потешным Арлекином, и грустным Пьеро — и всё это одновременно.

Многим известно выражение «секрет Полишинеля». Так говорят про нечто, что всем давно известно. И, вероятно, Петрушка преподносит зрителям очевидные тайны. Их многие знают. Но не признаются в этом. Прежде всего — себе.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится