*
Время встречи трех миров: небесного, земного и подземного. Время чудес и одновременно разгула всякой нечисти; время встречи прошлого, настоящего и будущего. Двенадцать святых дней - с Рождества до Крещения,
"от звезды до воды".
Пост и коленопреклонения в эти дни строго запрещались.
Рождественские праздничные дни делились на две половинки: белую – святую, и черную – страшную. Первая – святые вечера - время чудес, исполнения желаний, прощения обид и милосердия, воспоминания старших о предках, о прошедшем годе и чинный праздничный стол во главе с хозяйкой - Большухой. Это первый и главный семейный праздник, к которому начинали готовиться задолго до его наступления. У сербов, например, с 19 декабря, дня зимнего Николы.
Вторая половинка Рождества (вторая неделя: с 13 по 18 января) – страшные вечера - время разгула нечистой силы, гаданий, заваливания и всего непотребного, прославляющего эротику с сексуальной символикой, в обычное время запретных. Рождество, связанное с зимним солнцестоянием, с границей годов старого и нового, соединяет и выпускает на волю одновременно два начала, как в природе, так и в человеке: запретное темное и радостное светлое, нечистую силу и святые помыслы.
Первая Рождественская неделя (с 7 по 13 января) считалась более важной и связана она была с Чудом Рождения Солнца Правды, когда вся семья старается собраться вместе в уютном родительском доме, как вместе были в ту святую ночь Мария, Иосиф и Младенец.
Весь праздник проникнут семейными радостями, заботой о детях, родных и усопших предках.
На Рождество, говорили в старину, играет солнце, потому что случается поворот к весне и солнце будет расти. Только 5 раз в году можно было увидеть это чудо: в Рождество, Крещение, Благовещение, Пасху и на Рождество Иоанна Предтечи (Ивана Купалу). Первая неделя вся проходила в святости: в благотворительности и добрых делах.
На Рождество цари обходили места заключения, одаривая заключенных подарками, некоторых даже, по повелению царя, отпускали. В эти дни ходили к родственникам, одаривая их подарками. Под скатерть клали яблоки и орехи, чтобы в доме были мир и любовь или сено, чтобы было чем угостить Коляду. А с утра царь приказывал строить столы для бедных, наполняя их пирогами и другой снедью, чтобы никто не был в этот святой день голодным.
Русские писатели часто описывают эти святые дни: Достоевский в "Записках из мертвого дома" описывает, как проходило Рождество в тюрьме, Гоголь описывает колядование в украинских селах в "Вечерах на хуторе...", Толстой - гадание у дворянских детей Наташи и Сони в ночь на Рождество, Лермонтов - бал-маскарад, Чехов - ряжение в городах ( "Три сестры") и т.д..
Русская литература полна описания этих веселых дней, связанных с забавами, играми, гаданием и предсказаниями. А еще есть чудесная новелла О. Генри "Дары волхвов" и повесть Ч.Диккенса "Рождественская песнь в прозе".
Рождество – время празднования рождения плоти, воплощения Бога. Пасха – иное время, духовное, время воз-рождения. Но чтобы оно настало, надо чтобы прежде было рождение. Поэтому в народе была поговорка:
«На Святой рубаха хоть плохонька, да беленька, а к Рождеству хоть сурова да нова».
На Рождество обязательно надо было одеть что-то новое, не надеванное. Чистая, но надеванная, рубаха была к неурожаю. На пир к Богу приходят наряженными, в брачной одежде. Эту евангельскую истину хорошо помнили наши предки.
В народе канун праздника посвящался уборке помещений и приготовлению праздничного стола. Весь рождественский пост – шесть недель - на Руси ели рыбу, благо, что ее было много: хватало и для богатых (белуга, осетрина, судак), и для бедных (селедка, сом, лещь). Зато на Рождество – ели мясо, в основном свинину. Ее свозили на базар и в мясные лавки тушками, сваливая как дрова. Целые обозы со свининой, утками, гусями, тетеревами, рябчиками и прочей мясной снедью шли в города. Торговали прямо с саней, на глазок, без веса.
Обычай готовить на рождественский стол тушку свиньи косвенно связан с язычеством: языческие боги были благосклонны к жертвоприношениям. Таким и было приношение в жертву свиньи, которую поедали всей семьей. В Сербии свинью или барашка закалывали за 2 дня до Рождества и уже с этого дня запрещалось наказывать детей за любые их шалости и провинности. Поэтому праздник был разгулом детворы и молодежи. Если их наказывали, то существовало поверье, что потом они в течение всего года будут непослушными.
Но прежде был сочельник. Постились весь день, ничего не вкушая, до первой звезды. Когда наступали сумерки, в домах становились на молитву. Потом зажигалась свеча, которая крепилась к караваю хлеба, и хозяин уходил за соломой. Ее клали на стол, накрывали стол чистой скатертью, а под образами ставили необмолоченный сноп. Сено и необмолоченный сноп знаменовали собой пробуждение сил природы.
Наступал святой вечер. Начинался он с сочива, (кутьи) - каши из зерен, перемешанных с медом, взвара - киселя и пирогов. С тех же блюд, что и на поминках усопших. И не случайно: верили, что в эту ночь приходят души умерших предков, которых надо накормить и напоить. святая трапеза проходила в тишине и молитве, но это не мешало гаданию. Так детям давали выдернутый из снопа кустик, они залезали под стол, кроша зерна с циканием, чтобы хорошо водились куры.
Часть кутьи и еды дети разносили родным, бедным и немощным. И только после утренней литургии праздник вступал в свои права.
"Пост - пости, а праздник - празднуй",
- говорили в народе. И народ щедро и широко веселился.
Начинался праздник с обряда «славления». Причт, певчие и молодежь с молитвой ходили по домам с пением рождественских тропарей и песен:
Пречистая Дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.
Раньше и сам патриарх, когда начинался благовест к рождественской литургии, приходил поздравить Государя и славить Христа. Затем он шел поздравлять царицу и членов царской семьи. Отсюда обычай – ходить в Рождество в гости друг к другу, особенно к родственникам. "Славильщиков" одаривали деньгами и немалыми, особенно певчих, которым могли пожаловать и «славленную дачу».
В народе славильщиков тоже принимали с радостью: самого младшего усаживали в переднем углу на шубу мехом вверх, чтобы водились цыплята. Остальных одаривали деньгами, пирогами, конфетами, колбасой. У кого что было. Обычай этот древний, идет он с IV века, когда к императору Константину Великому приходили певчие с пением кондака:
«Дева днесь Пресущественнаго рождает…».
Пели в подражание ангельскому хору, возвестившему пастухам о Рождении Богомладенца. Потом в этих шествиях стали носить вертепы или ящички со сценками Рождения Спасителя и вифлеемскую звезду. Поскольку праздник был святым и светлым, то церковь запрещала игрища, колядование и свадьбы. Святые дни не должны были омрачаться бесовским разгулом.
Но, несмотря на запреты, одновременно со святыми вечерами и христианским обрядом славления, продолжал жить обычай колядования, сохранившийся со времен дохристианской Руси. Языческий праздник беса Коляды.
Он - аналог праздника Ивана Купалы, праздника ведьм, нечисти и разгула потустороннего мира, мира мертвых. В эти дни люди освобождали свое первозданное естество, уступая место дионисийскому началу. Это было созвучно природности самого праздника: рождалась плоть со всеми ее плюсами и минусами, светлым и темным.
Борьба с этим обычаем так и не увенчалась успехом. Более того: славление и коляда каким-то образом смешались и сегодня уже не различить – где славление, где колядование..
**
Коляда ты, коляда,
Заходила коляда,
Записала коляда,
Государева двора,
Государев двор среди Москвы,
Середь каменной.
Кумушка-голубушка,
Пожертвуйте лучинки
На святые вечера,
На игрища, на сборища…Так в народе встречали Рождество и Колядки. Колядование было неотъемлемой частью Рождественских праздников. Как противостоящее славлению, в народе оно называлось «заваливанием» или страшными вечерами. Случаются страшные вечера дважды: в ночь на Рождество и в Новый год.
Слово колядование имеет латинские корни (Colendae): оно употреблялось для обозначения начала года - январских календ (отсюда слово «календарь»). В эти дни в языческом мире совершались обряды жертвоприношений. Потом это слово перешло в Византию, а затем уже, измененное в соответствии со славянским языком, в Россию.
Наряду с христанскими и языческими обычаями в колядовании очень много бытовых тем, а цель колядования – веселить дом и желать ему счастья. С колядой, как праздником Солнца, связан обычай разведения костров и сжигания рождественского полена и переодеваний.
Ряженые колядовщики представляли не себя, а души умерших предков, которые пришли на праздник усопших душ. Существовал в связи с этим и другой обычай - не убирать рождественский стол, чтобы и пришельцы из мира мертвых могли угоститься.
Обычай задабривания мертвых, чтобы они не принесли в дом горя и несчастья. По этой же причине хозяева угощали ряженых: давали им деньги, мясо, колбасу, пироги, угощали вином и кто чем может. А ряженые пели и плясали, заканчивая словами:
"Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии - мясо, одежда, постели и здоровье!"
Поэтому колядование означало еще и побирание, прошение милостыни.
Говорили, что ряженые цыганили, нарядившись в цыганские шали и одежды, иногда даже уворовывали что-нибудь из хаты. Но за это их прощали, так требовал обычай. Потом хозяева выкупали «украденное». На «наколядованное» запрещалось покупать что-нибудь полезное: деньги шли либо на благотворительность, либо на подарки на весь праздник.
Если ряженым в доме не подавали, то песня заканчивалась словами:
«Дай же тебе Господи – одна корова и та нездорова, по полю пошла, и та пропала».
И ряженые начинали буянить: заваливали трубу, разбирали забор, разбрасывали поленницы дров, засыпали снегом двери … Словом делали то, что в простые дни запрещалось делать. Существовал и обычай изгнания нечистой силы, когда ряженые с криками трижды обегали дом и прогоняли нечисть. Вспомним Гоголя: сколько искрометного юмора, знания народных обычаев, связанных со страшными вечерами и нечистой силой!! Энциклопедия разгула нечисти.
К ряжению готовились: задолго до святок молодежь начинала шить костюмы, готовить маски: ряженые не должны быть узнаваемы. Традиция наряжаться на новогодние праздники и маскарады сохранилась и прочно вошла в наше представление о Рождественских и Новогодних елках. Все знают детские утренники, к которым начинали готовиться заранее: костюмы принцесс, медведей, зайчиков, мушкетёров и просто маски, скрывающие лица. Они имеют те же корни, идут из дохристианских времен, хотя сакральный смысл переодеваний уже и не вспоминается.
Ряжение было основной чертой, отличавшей святочные вечера от просто зимних посиделок. Рядились девушки и парни, девочки и мальчики, словом, молодежь, чьим праздником считалось Рождество. Рядились парни – в женское, девушки – в мужское, рядились в медведей, в шкуры и шубы, вывернутые мехом наизнанку, в лошадей и коз. Были распространены сценки, разыгрывавшиеся ряжеными: танцы медведя с вожаком, лошади с седоком, шуточные похороны и венчания, цыганские сценки и т.д.. Сценки сопровождались шумом, звоном, гамом, нецензурной бранью, эротической символикой, верчениями, вихляниями, неприличными танцами.
По этой причине колядование строго запрещалось церковью. Однако, несмотря на запреты,
пишет архимандрит Киево-Печерской лавры, «Неции памяти беса Коляды и доселе не перестают обновляти, наченши от самого Рождества Христова, по вся святыя дни собирающеся на богомерзкие игралища, песни поют, и в них, аще и о Рождестве Христовом вспоминают: но зде же и беззаконно и Коляду, ветхую прелесть диавольскую…».
Внешняя обрядность, скоморошество, разыгрывание сценок, удержавшееся под прикрытием христианско-церковным, являются не чем иным, как наследием римского обихода, откуда коляды и пришли. И уже вряд ли исчезнут.
***
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
(В. Жуковский, "Светлана")
Конечно же, ни одно Рождество не обходилось без гаданий, как ни боролась с этим церковь, победить языческий обычай она не смогла.
Помню, я за это же была отлучена от причастия, хоть и не на шесть лет, как предписывается Шестым Вселенским собором, но все же. Тогда была немало удивлена такой строгости, и даже пыталась доказать батюшке, что это такой народный обычай, за что и получила епитимью. Но сегодня большинство уже не воспринимает такие гадания всерьез.
Но лично со мной был случай, который меня если и не заставил поверить в новогодние предсказания, то надолго запомнился: я поняла, что лучше с будущим не экспериментировать и не шутить.
Было это в 1992 году, накануне серьёзного события, которое должно было случиться со мной на будущий год. Тогда все только начиналось: рыночная экономика, рыночные отношения, рынок труда, конкуренция, частная собственность, словом, новая жизнь, ожидавшая нас в будущем, которую мы плохо представляли.
В то время запад, активно оказывающий России помощь по внедрению рыночных отношений и новых систем финансового, бухгалтерского и управленческого учета и прочих новых дисциплин, типа маркетинга и рекламы, разработал особую программу - TASIS. Обучение по ней позволяло подготовить специалистов по обучению основам рыночной экономики. Так я попала в эту группу. Отправляли учиться во Францию и Италию на 5,5 месяцев.
Нас специально готовили к поездке: обучали английскому и французскому языкам. Накануне Нового года у нас был небольшой праздник – заканчивали курс. И тут наш преподаватель решила нам погадать: она сделала несколько записочек - по числу участников - и в каждой написала, что его ожидает в 1993 г.
Мы их тянули и кому что выпадет, у того то и случится. Тогда я посмеялась, не придав этому никакого значения, и даже забыла. Вспомнила только когда предсказанное начало сбываться . А было в записке вот что: «Сейчас у Вас все хорошо, но в будущем все изменится и будет по-другому». Это была единственная записка с предсказанием о беде, о чем нам и поведала сама преподаватель. Более того, она ждала, кому же достанется эта записка.
Да. После возвращения из Франции началось: через полгода умерла мама, потом попала в аварию и погибла племянница, потом случился развод, потом дочь родила сына, у нее начались нелады в семье. Мне пришлось полностью поменять профиль преподавания: то, что преподавала в соответствии со своим образованием и дипломом, пришлось оставить и осваивать бухгалтерский учет и финансовый анализ (это после менеджмента, социологии и философии!). Словом, жизнь разделилась на «до» и «после». И сейчас я уже не отношусь к этому так легкомысленно как тогда. И думаю: может быть, церковь права и лучше не искушаться?
Рождественские и новогодние ночи – действительно удивительные. Ночи волшебства и тайн. Считается, что наиболее важные и точные предсказания случаются в страшные вечера: в полночь с 6 на 7, с 13 на 14 и с 18 на 19 января, хотя гадали не только в эти часы и дни. Но народ верил, что именно в этот час и в эти дни открывается небо и на землю сходит Сам Божий Сын.
Тогда все источники наполняются волшебной чудодейственной силой (все знают, например, про крещенскую воду) и отверзаются подземные миры, выпуская души усопших. Их присутствие среди живых давало возможность заглянуть в будущее. Поэтому и верилось, что все что ни нагадается, все что ни задумается, все о чем ни помолишься, сбудется.
Гадали в основном девушки: конечно, прежде всего, на суженых. Гадание обставлялось особыми правилами: во-первых, чтобы не было мужчин, во-вторых, запрещалось складывать крестом ноги и гадать в одиночку. Гадали на яблоках, воске, петухах, валенках, свечках, кофейной гуще, спичках, зеркалах, кольцах, на бумаге, ножах, по книге, яйцу, часам, волосам и снам. Последнее особенно было распространено. Девушки, чтобы не забыть вещего сна, ставили в изголовье свечку и клали сонник, чтобы, когда просыпались, не забыть сон и тут же его отгадать.
Церковь и правительство строго запрещали все суеверные обычаи.
"Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастии, судьбе, родословии и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают».
Существовало множество примет и ограничений, связанных со святками: что можно и что нельзя делать. Например, охотникам запрещалось охотиться, хозяйкам - выметать сор из избы: его надо было по окончании святок сжигать во дворе. Запрещалось гасить огонь в печи, который разводили в сочельник по особому обычаю особым поленом, смазанным медом и посыпанным зерном. Пепел от него смешивали с водой и поили ею скот.
Загадывали о счастье и несчастьи по первому гостю, который придет в избу. Во избежание несчастий приглашали в основном родственников и близких, от которых не ждали зла. К Рождеству пекли пирог с запечёной монеткой. Пирог разрезали и раздавали. Кому монетка (или другой какой на счастье предмет) попадется, тому наступающий го сулит богатство и удачу.
Так в ожидании будущего, приметах и гаданиях, снах и предсказаниях народ провожал старое, встречая будущее с надежной на любовь и счастье.