Праздник Рождества Христова начинается с Введения: Мария была отдана родителями в трехлетнем возрасте на воспитание и служение Богу в храм. Девочки могли находиться в храме только до двенадцатилетнего возраста.
Когда подошел срок выхода Марии из стен храма, Она дает обет девства. Поэтому Ее отдают в руки восьмидесятилетнего Иосифа, который должен был хранить Ее чистоту и непорочность.
Иосиф забирает Деву Марию к себе в дом, но они еще не стали мужем и женой, а были только помолвлены. Вскоре в один из дней Мария получает благую весть, что Она зачнет Сына от Духа Свята и, не зная мужа, родит.
Когда Иосиф узнает о беременности Марии, он не знает, что делать: шок, удар, стыд, позор! Сегодня это тяжело представить и никто не пожелает мужу такого подарка, а в те времена – это был позор неслыханный. Как он мучился, страдал, не понимал, как это могло случиться: ему же отдали Марию для хранения Ее девства, а тут случилась такая беда!
«Мария, что это я в Тебе вижу?", - вопрошает он. "Недоумеваю, удивляюсь и умом ужасаюсь. За честь – срамота, вместо веселия и похвалы - скорбь и укоризна. От иереев Церкви принял я Тебя непорочной, а что вижу?»
Но Дева не может ему открыть тайну, Она должна получить божественный знак, чтобы открыться Иосифу. Она тоже молча страдает. Иосиф решается отпустить Ее тайно, а не позорить перед всеми.
Но тайну зачатия Марии Иосифу Обручнику открывает Ангел, который является ему во сне и говорит, что Мария, жена его, родит Бога и на поклонение Ему придут волхвы с востока, и будут служить Ему честными дарами. Поэтому, продолжает Ангел, не бойся принять от Марии Рожденного, ибо от Духа Свята Он. Иосиф принимает Марию непраздной, как свою жену.
Предание в связи с этим сообщает, что однажды, уже после явления ангела, в дом Иосифа пришел один из книжников, Аннин. Увидев беременную Марию, он в ужасе поспешил в Синедрион. "Тот Иосиф, который почитается у вас праведником, тайно растлил и осквернил Девицу. Она была дана ему на сохранение, а он воспользовался Ею. Теперь Она имеет во чреве".
Слуги первосвященника, убедившись в правоте слов книжника, взяли их обоих и привели в храм, чтобы по иудейскому обычаю определить, действительно ли был грех прелюбодеяния или нет. Для этого они оба должны были выпить воду обличения, чтобы Господь обнаружил их грех.
Если кто-то из них действительно окажется грешен, то над ним совершится некоторое обличительное знамение. Но Его не было, как ожидали. Тогда первосвященник сказал: "Если Господь Бог не явил вашего греха, то идите с миром". И отпустил их. Иосиф радовался и славил Господа.
В скором времени в Иудее выходит приказ римского императора Октавиана Августа о всеобщей переписи населения. Согласно ему каждый еврей должен был идти в то место, откуда он происходит родом, и там он будет включен в государственный список. Отправляются на перепись из Назарета в Иудею и Мария с Иосифом. Направляются они в Вифлеем, в город Давида, из колена которого происходили.
По дороге в Вифлеем Иосифа опять стали одолевать дурные мысли о зачатии Марии. Тогда, видя это, Мария не выдерживает и успокаивает его:
«Что же ты, видя меня непраздной, смущаешься? Ты же не знаешь страшного таинства, которое во Мне! Отложи всякий страх. В Моем чреве Бог. Он нисходит на землю и принимает плоть по милости, желая спасти людей. Ты Его увидишь по рождении, как Он хотел, и в радости Ему поклонишься, как Твоему Создателю».
Иосиф, наконец-то успокаивается. Но смущение и скорбь, которые он претерпевает, запечатлены на иконе Рождества. Когда семья прибыла в Вифлеем, там все места в гостиницах и все дома уже были заняты.
Тогда пастухи предлагают им пещеру, в которую они загоняли зимой скот от непогоды. Поскольку Пречистая должна была вот-вот родить, семья принимает это предложение.
Вертеп показался Марии чудной палатой. Иосиф пошел искать повитуху, а Мария стала готовиться принять Своего первенца. Но пока муж ходил за повитухой, Мария уже родила. Она, как и положено, перепеленала Младенца и положила Его в с ясли, которые были здесь же: из них кормили скот.
Так, в этой пещере, вместе с ослом, на котором ехала беременная Дева, и волом, который был приведен Иосифом для продажи, (часть денег он должен был отдать как дань кесарю, а на другую купить все нужное для себя и жены), Мария разрешается Богомладенцем Иисусом. А осел и вол тоже служили, согревая Младенца своим дыханием.
Наконец, возвращается Иосиф. С ним пришла и старица Саломия, бабка повитуха, сродница Девы Марии. Когда Саломия стала проверять, не поверив, что рождество было безболезненным, ее поразила казнь: рука, которой она хотела проверить Пречистую, сильно воспалилась и засохла.
Тогда поверила Саломия чуду рождения: без мучения и утраты девственности. Когда же Саломия прикоснулась к Младенцу, она исцелилась и вновь обрела руку здоровой. Тогда она уверовала, что Богородица есть Дева, а Младенец - Бог.
Рождение Спасителя в таком уничижении и умалении, в образе нищего раба, положенного в скотские ясли, было лекарством роду человеческому от гордости и самонадеянности, ставшими причиной изгнания Адама и Евы из рая. Богатый стал нищим, чтобы спасти богатых грехами и злобой сатаны.
Между тем, Пресвятая Богородица, перепеленав Младенца, поклонилась Ему, поцеловала и с нежной любовью, как всякая мать, стала говорить:
"Сладкое Мое Дитя! Как держу Тебя, держащего Своим мановением весь мир", "Содержащий все, Ты хочешь быть держимым Моими руками. Как буду повивать пеленами и питать сосцами Тебя, Младенца? Как назову Тебя Своим Сыном, — сущая Твоя Раба».
А вокруг незримо стояли удивленные ангелы, архангелы, серафимы и херувимы.
В тот же миг является пастухам Ангел. Он сообщает им, первым из живущих на земле, радость о Рождении Спасителя. Пастухи страшно испугались, потому что ангелы являлись людям как предвестники смерти.
Но он успокаивает: «Не бойтесь, потому что сообщаю вам радость великую: родился вам Спаситель, в городе Давида. И вот вам знамение: найдете Младенца повитого, лежащего в яслях». И сразу же все вокруг озарилось ярким светом и запел ангельский хор:
«Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
И вдруг это великолепное и чудное видение исчезло. Изумленные пастухи поспешили посмотреть на чудо, о котором им было возвещено. И действительно, когда они вошли в пещеру, то нашли там повитого Младенца, Его Матерь и Иосифа.
А на другом конце земли происходило еще одно чудо. Три звездочета, старший - Гаспар, , средний - Мельхиор, и младший - Бальтазар, проживавшие в трех разных городах Востока, видят одновременно одну и ту же звезду: яркую, необычную, по величине превосходящую все другие звезды.
Они вспоминают пророчество Валаама, который задолго до события предвещал звезду Иакова, которая явится перед рождением Спасителя и Царя всех. Не сговариваясь, они тут же отправляются в путь на поиски Царя, о котором им возвестила звезда.
По дороге они встречаются и вместе отправляются в Иерусалим, к Ироду, жестокому и властолюбимому тирану, в то время правителю Иудеи.
У Ирода им сообщают, что да, действительно такое пророчество есть. Ирод наказывает волхвам, что, когда они узнают, где именно родился младенец,
вернулись бы и рассказали ему, чтобы и он смог увидеть нового Царя и поклониться Ему. Понятно, что он хотел Его не увидеть, а убить: соперники тиранам не нужны.
Долго шли волхвы до места, к которому их вела звезда: два года шли. И вот, наконец, звезда остановилась. Они вошли в пещеру, над которой остановилась звезда, и увидели младенца, которому везли дары: золото, как царю; смирну, как первосвященнику; и ладан, как человеку: им натирали умерших. В честь этих даров и установилась традиция дарить в Рождество подарки.
Небо принесло от себя дар – звезду, которая словно устами поведала, что пришло время исполнения пророчества о рождении Спасителя, она привела к Нему волхвов на поклонение, как и сказал во сне Иосифу Ангел.
Так каждая тварь принесла свой дар Родившемуся:
« Ангелы – пение; небеса – звезду; волхвы – дары; пастыри – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву»,
- воспевается в праздничном богослужении. Такова история этого чудесного праздника. Рождество Христово - второй после Пасхи праздник в христианстве. Он соответствует центру неподвижного календарного круга церковных праздников.
Длится праздник Рождества Христова 12 дней: предпразднство, со 2-го января, - 5 дней; сам праздник – 7 января – 1 день и после праздника – еще 6 дней (с 8 по 13 января). А с 7 января начинаются веселые святки, тоже продолжающиеся 12 дней - до 18 января - кануна Крещения. В святки отменяется пост, и наступает время радости, гаданий и колядок. Но об этом – в другой раз.