Война, клоуны, искусственный свет, деформированные фигуры и др: 17 признаков того, что перед вами экспрессионистская картина
1,371
просмотров
Экспрессионизм — не просто направление в искусстве, но особый, очень эмоциональный способ восприятия мира. Рассказываем о фигуративной живописи 1900–30-х годов на примере работ европейских, и в частности немецких, художников.

1. Религиозные сюжеты

Экспрессионисты отличаются от большинства авангардистов любовью к нарративу: многие картины отсылают к религиозным сюжетам. В работах экспрессионистов часто можно увидеть драматичные сцены мученичества или мистических откровений. В 1920–30-х годах некоторые экспрессионисты обратятся к триптиху — форме, необычной для авангардных картин и заим­ствованной из алтарной живописи.

Макс Бекман. Снятие с креста 1917 год
Эмиль Нольде. Пятидесятница 1909 год
Оскар Кокошка. Благовещение 1911 год
Карл Шмидт-Ротлуф. Фарисеи 1912 год
Карл Каспар. Воскресение 1926 год

2. Аллегорические и символические сюжеты

Личные переживания могут обретать форму аллегории, иногда традиционной (изображение смерти или пороков), иногда придуманной самим художником. В этом экспрессионисты наследуют художникам-символистам — например, Эдварду Мунку и Джеймсу Энсору. Особенно популярна тема смерти.

Эгон Шиле. Смерть и дева 1915 год
Карл Хофер. Человек среди руин (Автопортрет) 1937 год
Оскар Кокошка. Невеста ветра (Автопортрет с Альмой Малер) 1914 год
Отто Дикс. Семь смертных грехов 1933 год
Кете Кольвиц. Смерть и женщина (Автопортрет) 1910 год

3. Индустриальная городская среда

Современную городскую среду стали изображать еще импрессионисты, но в экспрессионизме этот образ меняется. Мосты, железные дороги, высотные здания, заводы создают напряженный ритм, город на картинах экспрессионистов — сгусток энергии, и чаще всего мрачной. Эта искусственная, но динамичная среда — как Метрополис из одноименного немого фильма немецкого режиссера Фрица Ланга — кажется фантастической и фантасмагоричной.

Макс Бекман. Железный мост (Вид Франкфурта) 1922 год
Эрнст Людвиг Кирхнер. Железнодорожный мост на Лёбтауэр-штрассе в Дрездене 1910–1926 годы
Эрнст Людвиг Кирхнер. Западная гавань Франкфурта 1916 год
Марианна Веревкина. Ночная смена 1924 год
Людвиг Майднер. Обстрел города 1912 год

4. Запутанное, искривленное пространство

Экспрессионисты усиливают выразительность через искажение. Пространство, будь то пейзаж или интерьер, деформировано, предметы валятся друг на друга, планы перемешиваются, стены и улицы искривляются, образуются воронки и завихрения — как в декорациях знаменитого в 1920-е годы немого триллера «Кабинет доктора Калигари».

Марианна Веревкина. Аве Мария 1927 год
Эрих Хеккель. Прозрачный день (Купание в море) 1913 год
Хаим Сутин. Дома 1920–1921 годы
Эгон Шиле. Комната художника в Нойленгбахе 1911 год
Франц Марк. Красная, зеленая, желтая коровы 1911 год

5. Толпы и группы людей, идущих по улице

По деформированным улицам экспрессионистов идут люди — иногда их очень много. Это новая динамичная жизнь большого города, где каждый обезличен. При этом в толпе выделяются характерные типажи, жесты, одежда и повадки. В этих персонажах много странного и гротескного.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Улица в Дрездене 1908 год
Георг Гросс. Метрополис 1916–1917 годы
Август Макке. Яркая улица с людьми 1914 год
Лайонел Фейнингер. В деревне под Парижем (Улица в Париже, розовое небо) 1909 год
Якоб Штейнхардт. Город 1913 год

6. Отдых и развлечения

Массовая культура большого города — спорт, кафе, варьете, зоопарк, театр — пестрая и динамичная. Город на картинах экспрессионистов напоминает Вавилон, в котором все смешивается, а краски и формы оглушают.

Эмиль Нольде. Зрители в кабаре 1911 год
Богумил Кубишта. Кафе 1910 год
Марианна Веревкина. Каток 1911 год
Отто Дикс. Метрополис 1927–1928 год
Август Макке. Зоологический сад I 1912 год
Георг Тапперт. Варьете 1911 год

7. Цирк и клоуны

Экспрессионисты очень любят цирк с его гротеском, фантасмагоричностью и выходом за границы привычного. Это мир ярких эмоций и одновременно опасности и печали, которая царит за кулисами. Фигура клоуна в экспрессио­низме приобретает меланхолический, мрачный, фантастический, иногда зловещий оттенок.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Цирковая наездница 1913 год
Август Макке. Цирк 1913 год
Альберт Блох. Клоуны III 1913 год
Герман Макс Пехштейн. Акробаты Около 1920 года
Жорж Руо. Старый клоун в цирке 1920 год

8. Ночь и искусственный свет

На полотнах экспрессионистов очень часто изображены вечер и ночь. Лунный или искусственный свет дает глубокие контрастные тени, искажает формы, делает контуры неясными. Прямого солнечного света в понимании реалистов вообще нет. Эффекты освещения напоминают о театре и киноплощадке. Такие приемы соответствуют гротескным образам, болезненным переживаниям или меланхолии.

Лайонел Фейнингер. Улица в сумерках 1910 год
Карл Шмидт-Ротлуф. Дома ночью 1912 год
Эмиль Нольде. Лунная ночь 1914 год
Георг Гросс. Томящийся от любви 1916 год
Эрма Босси. Интерьер с лампой 1909 год
Иштван Фаркаш. Ночная сцена 1939 год

9. Экзотические мотивы

Экспрессионисты, так же как и кубисты и фовисты, стремились к неевро­пейским «примитивным» (то есть первичным, базовым) культурам. В них художники ищут мощную силу, напор, наивность, яркость, цельность. Многие путешествовали: Кандинский, Макке и Клее — в Тунис, Нольде — в Папуа — Новую Гвинею, Пехштейн — на острова Палау. Африканская скульптура, мусульманская миниатюра, японские зонтики, индийские ткани — все это служит вдохновением.

Василий Кандинский. Восточное 1909 год
Эмиль Нольде. Юноши Папуа 1914 год
Герман Макс Пехштейн. Большой индиец 1910 год
Эрнст Людвиг Кирхнер. Японка 1913 год
Август Макке. Сказочник 1912 год

10. Танец

Мотив экстатического, комического, гротескного, драматического танца встречается почти у всех экспрессионистов. Это могут быть пляски разных народов мира, выступление в варьете, даже бальные танцы. Особенно любили изображать танцующих художники группы «Мост» — например, Эрнст Людвиг Кирхнер и Эмиль Нольде.

1 / 5 Эмиль Нольде. Танцовщицы со свечами 1912 год
Эрнст Людвиг Кирхнер. Гамбургские танцовщицы 1910 год
Герман Макс Пехштейн. Танцоры 1910 год
Кристиан Рольфс. Двое танцующих 1913 год
Франтишек Купка. Танго 1909 год

11. Тело и сексуальность

Человек без одежды для экспрессионистов лишается налета цивилизованности: он ближе к природе и первобытности. Через позы и жесты тело выражает весь спектр эмоций — от страсти до боли. Художники отказываются от идеальных пропорций в пользу обостренной выразительности и откровенности телесных проявлений. Одновременно с экспрессионизмом в Германии развивалось движение за культуру освобожденного тела, в 1902 году оформившееся в натуризм. Эрнст Людвиг Кирхнер и другие мастера группы «Мост» писали своих моделей не только в мастерской, но и на природе — озерах Морицбург и острове Фемарн, где было принято купаться без одежды.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Обнаженные мужчины и женщины заходят в море 1912 год
Эрих Хеккель. Молодой человек и девушка 1909 год
Эгон Шиле. Автопортрет в обнаженном виде 1910 год
Амедео Модильяни. Обнаженная в шляпе Около 1907 года
Отто Мюллер. Две обнаженные в пейзаже Около 1926 года
Эгон Шиле. Объятие 1917 год

12. Война и насилие

1910–30-е годы в Германии — эпоха политических пертурбаций и военного насилия невероятного масштаба. Многие экспрессионисты ушли на фронт в 1914 году (например, Георг Гросс и Отто Дикс), некоторые — например, участники группы «Синий всадник» Франц Марк и Август Макке — погибли в бою. Так или иначе, война затронула всех. Сцены реального насилия или его аллегорическое изображение принимают вид сатиры и гротеска. Часто война выглядит как настоящий апокалипсис, хотя некоторые картины написаны еще до начала Первой мировой.

Георг Гросс. Воздушная атака 1915 год
Отто Дикс. Война. Триптих с пределлой 1932 год
Кете Кольвиц. Добровольцы 1922 год
Макс Бекман. Ночь 1918 год
Людвиг Майднер. Апокалиптический пейзаж 1912 год

13. Социальные пороки и проблемы

Послевоенная Германия с ее инфляцией, проституцией, безработными инвалидами — бывшими солдатами, — контрастом между благополучными буржуа и людьми со дна общества — важная тема у художников-экспрессио­нистов. Они соединили драматический взгляд с точностью и натурализмом живописи «новой вещественности». В этом мире жалки, комичны и отвратительны буквально все.

Отто Дикс. Прагерштрассе 1920 год
Жанна Маммен. Брюдерштрассе (Свободная комната) 1930 год
Жорж Руо. Две обнаженные (Сирены) 1906–1908 год
Конрад Феликсмюллер. Нищий в Прахатице 1924 год
Георг Гросс. Столпы общества 1926 год
Отто Дикс. Салон I 1921 год

14. Деформация лиц и тел

Карикатурность и гротеск — приемы, которые усиливают характерность персонажей, они придают им большую выразительность и эмоциональность. Экспрессионисты здесь следуют за Ван Гогом и Тулуз-Лотреком, которые начали показывать неидеальную красоту. Пропорции тел удлиняются, головы сплющиваются или вытягиваются, суставы феноменально подвижны, фигуры гнутся в разных направлениях.

Алексей Явленский. Портрет танцовщика Александра Сахарова 1909 год
Карл Шмидт-Ротлуф. Портрет Эми 1919 год
Вальтер Граматте. Кружение 1918 год
Отто Дикс. Портрет журналистки Сильвии фон Харден 1926 год
Хаим Сутин. Церковный служка 1927–1928 год

15. Одиночество, болезни, горе

Экспрессионизм — искусство человека эпохи кризиса. Картины будто плачут, кричат и стонут. Одинокие герои как минимум настроены лирически, но чаще печальны, безумны, а порой в отчаянии. Маленький человек изображен в тюрь­ме, на больничной койке, посреди пустой комнаты. Особенно популярны эти мотивы становятся в живописи экспрессионистов с середины 1910-х годов — после Первой мировой войны.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет в виде солдата 1915 год
Кристиан Рольфс. Пленник 1918 год
Хаим Сутин. Сумасшедшая Около 1919 год
Эрих Хеккель. Мертвая 1912 год
Георг Гросс. Самоубийство 1916 год

16. Преувеличенно яркие или мрачные тона

Цвет у экспрессионистов мало соотносится с реальностью, он выражает сильные эмоции. Цвета могут быть контрастными, очень яркими, даже радостными (и тогда это близко к фовизму) или глубокими и темными. Даже простой пейзаж может превратиться в фантасмагорию, а портрет — стать эксцентричным, почти цирковым.

Франц Марк. Лошадь в пейзаже 1910 год
Василий Кандинский. Мурнау — Зеленая аллея 1909 год
Жорж Руо. Три судьи 1913 год
Марианна Веревкина. После шторма 1932 год
Алексей Явленский. Девочка с зеленым лицом 1912 год

17. Плоская форма или бесформенность

Предметы сплющиваются, обводятся контурными линиями, передающими напряжение. Такую редукцию объема можно обнаружить и в любимых печатных техниках экспрессионистов — линогравюре и особенно ксилографии. Они условно передают форму линиями и плоскостями. Другой прием — живописные разлохмаченные пятна, бесформенные, расплывающиеся, кажущиеся хаотичными.

Алексей Явленский. Пейзаж Мурнау 1909 год
Герман Шерер. Признание. Из серии «Родион Раскольников» по Достоевскому 1926 год
Густав де Смет. Парк Вондела 1915 год
Оскар Кокошка. Мать и дитя 1921 год
Габриэль Мюнтер. Дом на зимнем солнце 1909 год

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится