Артели: слишком много свободы и денег
Ещё Маркс и Энгельс в своём «Манифесте» заявили, что теорию всего коммунизма можно выразить лишь одним предложением: ликвидацией частной собственности. Но в начале 1920-х гг. молодое советское государство фактически лежало в руинах: Гражданская война и уничтожение «имперского» наследия внесли в идеологию определённые коррективы. Стало понятно, что здесь и сейчас построить социализм не получится. К нему нужно идти, долго и мучительно. И поэтому в 1921 году на X съезде партии большевики решили, что стране нужен НЭП. Соответственно, мелкий и средний бизнес был разрешён.
Советский Союз известен своей непомерной тягой к витиеватым названиям различных предприятий. После разрешения бизнеса в стране появилось великое множество артелей. Например, «Штампжесть», «Лейшвейпромсоюз», «Ленточильщик», «Водолаздноуглубитель» и т. д. Артели и кооперативные предприятия заняли важное место в хрупкой системе советской экономики. В те времена отсутствовали большие швейные и мебельные фабрики, предприятия, занимавшиеся производством бытовых товаров. В этой свободной нише и обосновались артели. Их основывали люди, которым хотелось денег, больших денег. А советская власть на раннем этапе своего существования это желание всячески поддерживала, поскольку от предпринимателей была большая выгода. Ведь артели не только производили нужные стране товары, но и обеспечивали людей рабочими местами. В выигрыше были все. Некоторые предприятия создавались по национальному признаку. Например, в Москве существовала цыганская артель «Нацментруд».
Артели фактически принадлежали тем людям, которые в них трудились. В этом и был смысл. А материальную базу пополняли сами рабочие. Например, если говорить про артель плотников, то каждый приносил туда нужные инструменты. А если предприятию требовалось какое-то дорогое оборудование, то на его приобретение можно было взять кредит в банке. Что же касается финансовой стороны, то весь доход распределялся между работниками артели. Кто и сколько получит, решали на общем собрании.
На первых порах такой подход всех устраивал, даже власть, которая допускала существование артелей в качестве некоего «помощника» для достижения главной цели — построения социализма.
Вот только сказка закончилась довольно быстро. Уже в 1929 году в СССР приняли курс на индустриализацию. И прибыльные артели решено было взять под контроль государства. Появились соответствующие постановления, которые обязали их вступать в отраслевые союзы, предоставлять финансовую отчётность, а также начислять зарплаты согласно государственным тарифам. Если же артель являлась крупной и «густонаселённой», то там в обязательном порядке должны были появиться парторганизации и комсомольская ячейка.
Так к началу 1930-х гг. артели лишились независимости и фактически превратились в государственные предприятия. Многие были не согласны с таким развитием событий. Но им приходилось выбирать из двух зол: либо закрываться, либо принимать новые правила игры.
Под знамёнами партии
Некоторые артели, согласившись превратиться в госпредприятия, даже выиграли. Они стали получать от власти серьёзные заказы. Например, в Ленинграде существовала артель «Радист». В 1940 году она преобразовалась в завод и получила задание — начать производство телевизоров с электронно-лучевой трубкой.
Надо заметить, что государство первое время не пыталось подмять под себя абсолютно всё. Почему? Ответ прост: не все сферы были выгодны. Например, артель гардеробщиков, которая обслуживала театры. Для государства это было слишком мелко.
Особняком стояли и артели старателей. Государство попыталось их подмять под себя, убрав льготы и серьёзно ограничив свободу. Но вскоре передумало, поскольку производство золота тут же сильно упало. Люди, работавшие по 12 часов в сутки без выходных (законы о труде на них не действовали) с применением лопат и тачек, только в 1934 году обеспечили более 50% общесоюзной добычи золота. Власти пошли им на уступки.
Старатели зарабатывали колоссальные по тем временам деньги, а за сданное золото получали ещё и квитанции — боны. Их можно было потратить в специализированных магазинах, покупая лучшие товары по минимальной цене. Вплоть до 1947 года разведкой месторождений тоже занимались артели. И получали за это большие премии. Но затем вознаграждение было отменено, а артели стали частью государственных приисков. Так или иначе, но старатели получали хорошо и при Сталине, и при Хрущёве, и при Брежневе. Например, за сезон работник мог «поднять» столько денег, что хватило бы на неплохую кооперативную квартиру.
В военные годы многие артели переключились на производство необходимой для фронта продукции. Одни занимались пошивом шинелей, другие — чехлов для самолётов. Если позволяли производственные мощности, то государство давало заказ на создание боеприпасов.
В начале 1950-х гг. артелей было свыше 12,5 тыс. Государство контролировало всё, в том числе товары, которые производило предприятие. При Хрущёве власти начали активно критиковать артели. Их обвиняли в срыве государственных заказов, низком качестве товаров и коррупции. Порой претензии были обоснованными, поскольку в руководство артелей проникали люди, которых интересовала лишь собственная выгода. А это привело к появлению цеховиков — подпольных предпринимателей. Особо ушлые граждане за короткий срок превратились в миллионеров.
Власть пыталась бороться с этим, поэтому в 1956 году самые прибыльные и крупные артели окончательно вошли в состав государственных фабрик и заводов. А в 1960-м вышло несколько правительственных постановлений, которые уже официально ликвидировали все промысловые артели. Трогать не стали только те предприятия, которые были созданы старателями и инвалидами.
Но этот шаг никак не помог государству в борьбе с «чёрным бизнесом». Наоборот, от года к году ситуация только ухудшалась. По стране прошла волна разоблачений подпольных предпринимателей, а для ликвидации «меховой мафии» потребовалось вмешательство КГБ и лично Андропова. Только в 1980-х гг. власть пошла на уступки, разрешив частное предпринимательство. Так появились многочисленные кооперативы.