Бача-пош: как некоторые афганские девочки становятся мальчиками
1,014
просмотров
В современном Афганистане в семьях, где нет сына, одной из дочерей приходится стать «мальчиком». Разбираемся, зачем это нужно и как живут такие дети

Каждая семья в Афганистане ждет рождения мальчика — сын станет продолжателем рода, защитником и кормильцем, наследником. Ни одна семья в Афганистане не ждет рождения девочки — больше собственность, чем человек, она будет обузой, пока не выйдет замуж и не уйдет в дом супруга.

Эти утверждения категоричны — из любого правила возможны исключения, но в целом в афганском обществе рождение дочери воспринимается как трагедия. Женщину, родившую дочь, не встречают с почестями, празднествами и подарками — в лучшем случае ее презирают.

Семья, в которой нет ни одного сына, порицается: никто не поможет отцу в работе, никто не постоит за мать, никто не принесет в дом денег и не приведет жену, не станет гарантом того, что эта фамилия продолжит существовать в следующем поколении.

За столетия существования этих устоев люди нашли способ защиты от стигматизации, получивший название «бача-пош».

Девочка, одетая как мальчик

«Бача-пош» дословно означает «девочка, одетая как мальчик». Чаще всего — но не только — данный обычай практикуется в семьях без сыновей: кто-то должен выполнять мужские обязанности, поэтому родители выбирают одну из своих дочерей, чтобы превратить ее в мальчика.

Очень редко стать «бача-пош» решает сама девочка, но в подавляющем большинстве случаев это решение родителей, находящихся в отчаянии из-за позора своей семьи. Кроме того, афганцы считают, что превращение дочери в сына повышает шансы на то, что в семье все же родится настоящий мальчик.

Выбранной на роль сына дочери коротко остригают волосы (иногда их прячут под головным убором), дают мужскую одежду и мужское имя. С этого момента девочка становится мальчиком.

Такие дети пользуются мужскими привилегиями и имеют мужские обязанности: никто не учит «бача-пош» вести хозяйство и опускать глаза в присутствии мужчины. Наоборот, их учат защищать семью и работать. В своем мужском облике они свободно выходят на улицу, могут учиться, заниматься спортом (даже единоборствами), общаться со сверстниками, сопровождать других женщин семьи, лишенных права покидать дом в одиночестве.

«Мальчиком» девочка остается до полового созревания — маскировка намного проще и успешнее в возрасте, когда различия между мужчиной и женщиной не так заметны. В конце концов, «бача-пош» — пусть и крайне распространенная, но все же тайная практика: никто не объявляет во всеуслышание, что этот мальчик — на самом деле переодетая девочка, хотя окружающие об этом прекрасно догадываются.

Жизнь после

Что происходит с «бача-пош», когда они достигают половой зрелости? По правилам, у них есть только один путь — перестать быть мальчиком. Девочка, которая еще вчера гоняла на улице мяч с друзьями, сверкая непокрытыми лодыжками, сегодня должна скрыть свое тело от чужих взглядов, отрастить волосы и променять свою «мужскую» свободу на домашнее заточение.

После этого роль сына передается другой дочери, а бывшую «бача-пош» готовят к замужеству. Супруга выбирает семья — брак по любви едва ли возможен в реалиях Афганистана, где жена часто впервые видит мужа на свадьбе.

Вернувшись к женской роли, бывшие «бача-пош» не могут больше ни работать, ни отвечать за себя самостоятельно. А из-за отсутствия навыков ведения хозяйства и излишней своевольности они считаются плохими женами. Жить новой жизнью им сложно.

«И что, все соглашаются?» — спросите вы. Нет, не все. Часто «бача-пош», ставшие мальчиками против своей воли, не желают отказываться от мужской жизни, однако выбора у них обычно нет. Отказ практически равен преступлению, и та же самая семья, которая изначально сама превратила свою дочь в сына, как правило, будет всячески возражать против ее желания продолжить жить в мужском обличье.

«Бача-пош», решившие продолжить жить как мужчины, чтобы сохранить свободу, все же существуют: они все так же коротко подстрижены, одеты в мужскую одежду, а их грудь скрывает корсет. Но их жизнь становится еще опаснее: если на маленьких «бача-пош» общество чаще закрывает глаза, то вот взрослые женщины всерьез рискуют потерять не только семью, но и жизнь, если не будут предельно осторожны.

«Бача-пош» в культуре

Являясь неотъемлемой частью жизни Афганистана, традиция «бача-пош» находит отражение в произведениях культуры, авторами которых становятся зачастую как сами афганцы, эмигранты или их потомки, так и западные авторы. Например, Надя Хашими, дочь афганских беженцев, гражданка США и бывший кандидат в конгрессмены, посвятила проблеме «бача-пош» свой дебютный роман «Жемчужина, сломавшая свою раковину». Книга повествует о жизни девочки Рахимы, живущей с сестрами и отцом-наркоманом. Превращение в «мальчика» становится для главной героини единственным выходом.

Надя Хашими

Знаковый фильм «Усама» 2003 года, снятый афганским режиссером Сиддиком Бармаком, стал первой за семь лет картиной, полностью снятой в Афганистане, — это произошло после падения режима радикального движения «Талибан» (организация запрещена в РФ), которое в 2021 году опять пришло к власти в Афганистане.

В фильме рассказывается история 12-летней девочки, все родственники-мужчины которой погибли на войне. После прихода исламистов к власти мать героини решает сделать из дочери «бача-пош» и дает ей имя Усама — так девочка может помогать семье пережить трудные времена.

Этой же теме посвящен и детский роман канадской писательницы и активистки Деборы Эллис «Добытчица». В нем рассказывается про 11-летнюю Парвану, которая перевоплощается в мальчика после ареста ее отца и единственного кормильца семьи. В 2017 году по книге был снят одноименный анимационный фильм.

С журналистской точки зрения к проблеме подходит Дженни Нордберг — автор книги «Подпольные девочки Кабула. История афганок, которые живут в мужском обличье». Она рассказывает настоящие истории нескольких «бача-пош».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится