Человеческие жертвоприношения инков и ацтеков
406
просмотров
Человеческие жертвоприношения ацтеков ярко были показаны в фильме Мэла Гибсона «Апокалипсис». И это была не выдумка, ритуальные убийства действительно играли важнейшую роль в государстве ацтеков.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ

Два верховных жреца занимали второе по значению — после короля — положение в государстве ацтеков. Их влияние было обусловлено тем, что именно они задабривали богов, то и дело насылавших на ацтеков различные катаклизмы: засуху, эпидемии, мор. А задобрить богов могли в основном человеческие жертвы. Жрецы были главными хранителями действующей власти. Одним своим видом они нагоняли страх на простых людей. Облаченные и раскрашенные в черное или пурпурное, со сгустками крови в волосах, они производили жуткое впечатление хищных демонов, которым не свойственны человеческие чувства. А тех, кто все же отважился протестовать против власти, они умертвляли на жертвенном камне бога войны.

О том, как приносились человеческие жертвы у ацтеков, рассказывается в книге «Конец пожирателей человеческих сердец» польского историка Зенона Косидовского:

«Верховным божеством считался бог солнца, источник всякой жизни, однако ацтеки поклонялись, прежде всего, грозному богу войны Уицилопочтлю. В его лице и в приносимых ему жертвах нашли свое выражение кровожадные инстинкты ацтеков. Этот омерзительный бог, едва появившись на свет, запятнал себя кровью собственной семьи: он отрубил головы своим братьям и единственной сестре. Его мать, отвратительное существо с черепом мертвеца вместо головы и когтями ястреба вместо пальцев, вызывала у всех ужас.

Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали юношу за руки и ноги и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств».

ЗАДОБРИТЬ БОГОВ КРОВЬЮ

ЗАДОБРИТЬ БОГОВ КРОВЬЮ

Чуть ли не каждый день ацтеки отмечался праздник какого-нибудь из богов, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно. Любопытно, что людей, предназначавшихся на заклание богам они именовали шочимики, что переводят как цветочная смерть. Богине плодородия они приносили в жертву молодых девушек. Богу огня Уеуетеолю – пленников, которых сначала не до смерти поджаривали на огне, потом вытаскивали крючьями из пламени и закалывали на жертвенном камне. Бога дождя ублажали детскими жертвами.

Косидовский отмечал: «В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертв — божок Хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение 20 дней. Даже сам король надевал кожу, срезанную со стоп и ладоней».

Вызывает некое недоумение, как толпы пленников покорно шли на смерть для ублажения ацтекских богов, но говорят, что они не противились своей участи, так как по преданию казнь на жертвенном алтаре считалась их пропуском в лучший мир. К тому же было принято чем-либо одурманивать жертв перед казнью: алкоголем, коноплей, кокой…

  Точно неизвестно, сколько человеческих жертв приносилось ежегодно в государстве ацтеков. Ученые считают, что 20-30 тысяч. Хотя в ацтекских источниках рассказывается, что только во время строительства главного храма в Теночтитлане за четыре дня было умерщвлено более 84 тысяч пленников.

СУДЬБА ПЛЕННИКОВ

СУДЬБА ПЛЕННИКОВ Сцена из фильма «Апокалипсис».

У ацтеков существовали специальные отряды воинов, которые только тем и занималась, что захватывали пленников для жертвенных ритуалов, как это показано в фирме «Апокалипсис». Да и войны с соседями они зачастую начинали лишь для того, чтобы добыть пленников. Покорять их государства они не собирались. Как-то испанцы спросили плененного ими правителя ацтеков Монтесуму, почему он терпел в близком соседстве независимое государство тласкаланцев. Он ответил: «Чтобы оно поставляло нам людей для жертв богам».

А пленников для жертв было нужно много. В 1479 году на празднике освящения «Камня солнца» возле этой каменной плиты было поставлено в ряд 1100 пленников, захваченных ацтеками и их союзниками. Всех пленных принесли в жертву, их перекололи кинжалами жрецы и высшие сановники государства ацтеков. Во время торжественного освящения храма бога войны в Теночтитлане в 1486 году аналогичным образом было убито целых 20 тысяч пленников.

Массовые казни выглядели, конечно, эффектно. Но особо красивым считалось жертвоприношение в честь великого бога Тецкатлипока. За год до праздника этому богу выбирали в жертву самого красивого пленника. И потом весь год его холили и лелеяли — кормили изысканнейшей едой, одевали в лучшие наряды. За 20 дней до праздника к нему приводили четырех красивых девушек, которые считались его женами. Но спустя 20 дней сладкая жизнь пленника заканчивалась на каменном жертвеннике храма Тецкатлипока, где верховный жрец разрубал грудь красавца, чтобы извлечь из нее еще трепещущее, окровавленное сердце и поднести его великому богу.

Одним из предназначений ритуальных казней ацтеков было отправить послание бошам вместе с душой казненного. Вместилищем души по их мнению являлась кровь. Если кровь жертвы дымилась, значит душа покидала тело и взмывала к небесам, чтобы рассказать там богам о бедах и чаяниях ацтекского народа. Если кровь сворачивалась, душа оставалась в мертвом теле. По преданию, она потом покидала его в виде большой зеленой мухи, называемой «глазами мертвых».

ДЕТОУБИЙЦЫ ИНКИ

ДЕТОУБИЙЦЫ ИНКИ

Схожие кровожадные обычаи были в обиходе и у других племен. Воинственные тольтеки, которые покорили многие майские города, также прибегали к массовым человеческим жертвоприношениям. В их столице Чичен-Иц они в жертву богам сбрасывали пленников гигантскую круглую воронку диаметром 60 метров, называемую «Священный Сенот». Инки как-то не по-отечески относились к своим детям. В случае болезни они приносили в жертву своих детей, умоляя богов принять их вместо себя. Например, мальчиков и девочек в горах заживо закладывали камнями. И при этом принести своего ребенка в жертву у инков считалось не тяжкой повинностью, а высочайшей честью. Как-то курака селения Окрос близ Аякучо принес в жертву свою десятилетнюю дочь. За это его повысили в должности. Он стал главой всех соседних курака.

Кроме пленников южноамериканские племена часто казнили своих проштрафившихся соплеменников. А проштрафиться у них было запросто. Например, ацтеки казнили за кражу кукурузы с поля и за прелюбодейство. У инков смертью карались даже такие незначительные проступки как поваленное в лесу дерево, кража плодов с государственной плантации или отлучка из армии, без разрешения командира. А уж по части жестокости казней фантазия у индейцев была развита отлично. Они били жертву камнями, бросали в пещеру к ягуарам или ядовитым змеям, подвешивали верх ногами или за волосы над пропастью. Распространенной казнью были своеобразные гладиаторские бои, в которых безоружному преступнику противостоял вооруженный воин. Исход этих поединков был практически предопределен. Смертью кончалась для пленников и ритуальная игра в мяч. В случае тяжкого преступления казни подлежали все родственники виновного.

Но среди всех племен Южной Америки самые массовые казни практиковали все же ацтеки. Причем по любому поводу. Из-за этого периодически даже возникал дефицит в материале для человеческих казней. Некоторые доведенной до крайней нужды родители продавали своих детей в храмы для кровавых жертв. Кто-то даже пытался делать на этом бизнес и специально плодил детей для продажи храмам.

Еще одной разновидностью ритуальных убийств у ацтеков являлись погребальные церемонии. На костре вместе с умершим королем Тескоко Насауальпиллем вместе с его трупом сожгли 12 рабов и рабынь.

ИСПАНСКАЯ КАРА

ИСПАНСКАЯ КАРА

Фильм Мэла Гибсона «Апокалипсис» заканчивается появлением у берегов государства ацтеков испанских конкистадоров. Испанцы стали для ацтекских вождей некоей божьей карой за жестокое обращение со своим народом.

Тлатоани ацтеков Монтесума II Младший (1466-1520), чтобы отметить свою коронацию, послал на смерть 12 тысяч воинов. В 1517 году он устроил грандиозное по масштабам жертвоприношение в честь богини Тонатцин. Жертвами стали пленники из племен Тлашкалы и Уэшотцинко. Их разделили на три части. Первой занялся сам Монтесума II, расправившись с ними обычным способом: он рассекал грудь и вырывал ещё бьющееся сердце. Вторую группу сначала поджаривали на жаровне и уже затем у полуживых мучеников вырывали сердца. Третью группу привязали к специальным столбам и убивали стрелами с тупыми, раскалёнными на огне наконечниками.

Однако сам Монтесума стал жертвой испанцев. В ноябре 1519 года отряд Кортеса вошёл в столицу ацтекской державы Теночтитлан (нынешний Мехико) и захватил в плен Монтесуму, которого для острастки заключили в оковы. Однако вскоре жестокость и мародерство испанцев вызвало восстание среди ацтеков. 30 июня 1520 года Кортес вывел Монтесуму к толпе, чтобы тот успокоил соплеменников. Ацтеки решили, что владыка предал их, и забили его камнями.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится