О жизни легендарного поэта Древней Греции мы знаем немногое. Известные нам девять жизнеописаний, составленные различными античными авторами, включая Плутарха, Геродота и Платона, противоречивы и во многом неправдоподобны. Предками Гомера называют мифологических героев — певцов Мусея и Орфея. В роли отца выступает то Аполлон, то речной бог Мелет, то Телемах (сын царя Одиссея и Пенелопы). Матерью Гомера считают или музу философии, науки и эпической поэзии Каллиопу, или Метиду (богиню мудрости). Впрочем, есть версия, которая приписывает материнство прядильщице шерсти.
Неизвестным остаётся место рождения поэта. Большинство исследователей уверены, что Гомер родился на территории Малой Азии — в Ионии, но точное место остаётся загадкой. «Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины», — сказано в эпиграмме неизвестного древнегреческого автора. Когда родился автор поэм «Илиада» и «Одиссея», тоже не установлено, однако многие исследователи склоняются ко мнению, что период жизни и творчества Гомера приходился на 8-й век до н. э.
Считается, что Гомер был аэдом — странствующим певцом и хранителем старинных поверий. Скитаясь по Элладе, он играл на четырёхструнной лире и пел людям о знаменитых героях и величественных богах, зарабатывая этим на жизнь. Гомер не учил грамоты, но имел хорошую память: он знал наизусть десятки тысяч стихотворных строк и владел набором традиционных поэтических приёмов, не употреблявшихся в разговорной речи. Состязаясь в Халкиде с автором произведений «Труды и дни» и «Теогония» Гесиодом, поэт давал ответы в стихах на сложнейшие загадки оппонента. Кроме того, считалось, что и в повседневной жизни Гомер использовал поэтический язык.
Биографы Античности замечали, что Гомер — не имя собственное, а прозвище, означающее, в зависимости от диалекта, «провожатый», «заложник» или «слепец». Традиционно мы представляем себе поэта слепым старцем, однако анализируя образы героев главных поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», трудно представить, что слепец может заметить такое количество цветов. Поэт изображает русые кудри Ахилла и светлые волосы царя Менелая, «чёрные бобы» и «зелёные зёрна гороха». Это подтверждает, что в описании преобладают визуальные образы, а для слепых певцов (например, поэта Демодока из «Одиссеи») характерно изображение звуков, ощущений, запахов и чувств. И всё же — почему Гомер представляется нам в образе слепца?
Оказывается, Гомера изображали зрячим до 4-го века до н. э. Но, по свидетельству историка Плутарха, однажды Александр Македонский, под подушкой которого всегда хранился кинжал и список «Илиады», увидел сон. В нём поэт указал Александру на территорию для закладки великого города. «На море шумно-широком находится остров, лежащий Против Египта; его именуют там жители Фарос»: именно на этом месте Македонский основал Александрию, где возвёл храм в честь Гомера. Но философы Александрии полагали, что обожествлённый поэт не мог иметь образ смертного человека с его «слепотой зрячести». Чтобы подчеркнуть избранность Гомера и его «зрячесть слепоты», поэт был изображён слепым.
Гомер — основоположник европейской литературы
Гомер создал две великие древнегреческие поэмы — «Илиаду» и «Одиссею». Современники полагали, что на сотворение песен его вдохновила сама Каллиопа. Величайшее новаторство Гомера, определившее его как основоположника европейской культуры, заключается в введении принципа синекдохи (художественного тропа, в котором происходит перенос значения слова по принципу: часть вместо целого или наоборот). Разрабатывая сюжет произведения, поэт сосредотачивает своё внимание вокруг одного эпизода. Так, в «Илиаде» Гомер показывает только 51 день Троянской войны, длившейся 10 лет, а в «Одиссее» описывает лишь 40 дней из десятилетнего возвращения героя на родину. Концентрируясь на одном эпизоде, поэт достигает «оптимального» объёма, позволяющего подчеркнуть масштаб эпического действия с одной стороны и соответствовать размерам среднего европейского романа — с другой. Можно сказать, что ограниченность ряда больших романов во времени (писательский приём, когда действие произведения укладывается в несколько дней или даже часов) предвосхитил именно Гомер.
Другой важнейшей заслугой легендарного древнегреческого поэта является то, что его поэмы написаны гекзаметром (шестистопным дактилем). В Элладе гекзаметр считался языком богов, созданным в храме Аполлона в Дельфах. Данный размер всегда произносился нараспев и был рассчитан на то, что поэмы воспринимались на слух. Гекзаметр придавал ритмике торжественность, неторопливость и мелодичность, при этом допуская различные сочетания интонаций и ударений, заключавших в себе «божественную» красоту этого стиха.
Но как бы ни отразилось творчество Гомера на последующем развитии литературы, личность самого поэта так и остаётся загадкой, ответ на которую мы, скорее всего, так и не сможем узнать.