Археологи нашли самые ранние следы племени ирокезов на территории современной Канады. Как рассказывают древнейшие предания самих индейцев, записанные христианскими миссионерами, давным-давно, предки ирокезов проиграли войну на севере, и были вынуждены уйти с обжитых земель к великим американским озерам — Верхнему, Гурону, Мичигану, Эри и Онтарио. О том, что происходило с ирокезами до прихода европейцев, известно мало.
После переселения к озерам, знаменитый герой Гайавата, великий миротворец Дагейноведа и мать народов Джигонсасе разнесли по всем окрестным племенам «Великий Закон Мира». Благодаря ему, народы, враждовавшие между собой, сумели договориться и образовать единое государство — Лигу Ирокезов, которую по количеству народов, изначально входивших в её состав, называли также Пятью нациями. Археологи считают, что это произошло в середине XV века.
Государство под руководством совета пятидесяти вождей быстро расширялось. На своей территории установился мир и строго запрещались любые вооруженные конфликты между племенами, входившими в Лигу. Совет вождей заведовал общими делами, но при этом племена сами по себе могли самостоятельно торговать с соседями, или даже вести войны за пределами Лиги. Враждовало с соседями и всё государство целиком — ирокезам постоянно нужны были новые пахотные земли под пшеницу, бобовые и тыквы. К началу XVII века Лига Ирокезов была одной из доминирующих сил в северной части Америки.
Приход бледнолицых поначалу не сильно взволновал вождей. Когда спала первая настороженность, индейцы развернули торговлю, обменивая британские и голландские ружья на продовольствие и шкуры зверей (в первую очередь бобров). Новое вооружение позволило государству индейцев занять ещё больше земель.
Индейцы против индейцев, бобров и воинской дисциплины
Но не все европейцы оказались дружелюбными. В 1609 году французы, занявшие земли к северу, натравили на Лигу Ирокезов племена Гуронов и Петунов. Те уже давно точили зуб на Пять Наций, слишком агрессивно расширявшихся, и представлявших опасность для земель соседей. Считается, что основной причиной войны были маршруты торговли с европейскими колониями. И Лига и их противники уже попали в зависимость от европейских товаров. Те, у кого было европейское оружие — выживали, а те, кто воевали одними томагавками — умирали. Этот конфликт ирокезов и гуронов получил название «Бобровые войны».
В свободное от военных действий время, племена старались добыть как можно больше бобровых шкурок. В 1640 году это привело к полному истреблению бобров на северо-востоке Америки, и война сама собой утихла. Тогда ирокезы стали поставлять европейцам бобровые шкурки из более отдалённых мест.
После войны Лига оказалась самым могущественным индейским государством севера. Её власть признавали 12 тысяч человек, населявших огромную территорию. Чтобы закрепить наступивший мир, в 1658 году представителей французских колоний пригласили в Лигу, но конференция закончилась печально: кто-то из европейцев заразил индейцев оспой. Эта болезнь в Америке была неизвестна, и несколько сот человек погибли. Подписать окончательный мир удалось лишь девять лет спустя — в 1667 году. Индейские вожди так расщедрились, что даже разрешили европейским миссионерам открыть приходы в крупных поселениях индейцев. Правда, это не помешало потом выселить тех, кто решил перейти в веру бледнолицых в отдельное поселение.
В 1677 году совет вождей принял решение заключить союз с англичанами. Они жили ближе и были готовы поставлять огнестрельное оружие и патроны для войны с французами и их союзниками гуронами. Началась новая война, шедшая с переменным успехом. Индейцы с английскими ружьями приходили и сжигали французский форт. В ответ на это французы отправляли карательную экспедицию, которая сжигала индейскую деревню, порой не особо разбираясь, какую именно. Потом всё повторялось. Иногда, для разнообразия, роли менялись — гуроны сжигали английский форт, а британцы шли в карательные экспедиции.
В 1687 году французский командир, маркиз де Денонвилль пригласил на мирные переговоры нескольких вождей Лиги. Неожиданно он приказал заковать индейцев в цепи и отправить во Францию, где их делали рабами на галерах. Свой поступок маркиз объяснил тем, что «его не волнуют традиции дикарей, и обсуждать ему с ними нечего». Это возмутило как противников, так и союзников Франции среди индейцев. Война разгорелась с новой силой и яростью. Гуроны начали дезертировать, а ирокезы твердо решили покарать вероломного бледнолицего во что бы то ни стало. С большими потерями отряду маркиза удалось вырваться из индейской засады. После этого от греха подальше его отозвали во Францию.
Под руководством нового военачальника и губернатора Фронтенака, французам удалось приспособиться к американским реалиям. Новый губернатор, в знак примирения, даже вернул домой вождей, выживших во французском рабстве. В 1701 году, после долгих переговоров был подписан мир в Монреале. Ирокезы стали соблюдать нейтралитет в войнах между французами и англичанами, хоть и помогали британцам проводниками и продовольствием.
Постепенно размывалась сама индейская культура. В середине XVIII века те из индейцев, кто сумели сделать себе капитал на торговле с европейцами, предпочитали перенимать и обычаи бледнолицых. Они жили в домах, построенных по английскому образцу, носили европейскую одежду и вообще старались жить как колонисты, даже детей называли английскими именами. Не удивительно, что в 1753 году с началом Франко-Индейской войны ирокезы встали на сторону англичан.
В этом конфликте наглядно проявилась разница между европейскими и американскими методами ведения войны. Индейцы впервые оказались под прямым командованием заморских генералов. Европейцы намного меньше считались с потерями, чем коренные американцы. В таком мощном государстве как Лига Ирокезов насчитывалось всего около 15 тысяч жителей, и большие потери могли превратить победу в пиррову. Индейские вожди ставили выживание своих воинов выше победы, в то время как европейские военачальники считали ровно наоборот. Ирокезы старались воевать не с французами, а с другими племенами, причем так, как это водилось у индейцев. Но в итоге всё равно оказались в числе победителей и верных союзников Британской короны.
Война за независимость США: с кем вы, воины-ирокезы?
Ирокезы помогли британцам в войне, но колонисты всё равно продолжали заселять земли, которые индейцы считали своими. Даже королевские указы не помогали — хоть король и запретил селиться за Аппалачами, колонисты, в поисках новых земель основывали свои поселения, где хотели. Пока краснокожие думали, как найти управу на бледнолицых, заселявших земли, началась Война за независимость.
Поначалу ирокезы предпочли не влезать в распрю англичан с англичанами, но когда сражения подошли к их границам, пришлось выбирать, кого поддерживать. В совете вождей разгорались споры. Одни утверждали, что великий вождь белых людей находится за сотни и тысячи миль отсюда, и ни на что не может повлиять, другие же говорили, что только он хоть как-то сдерживает аппетиты бледнолицых захватчиков. Но все стороны сходились во мнении, что ирокезы не должны оказаться на стороне проигравших — их осталось слишком мало, и поражение грозило бы всей Лиге полным уничтожением. В конечном итоге совет вождей не смог ничего решить, и государство, просуществовавшее несколько веков, развалилось. Часть племен предпочла поддержать королевскую власть, с которой они сотрудничали долгие годы, а другая часть встала на сторону борцов за независимость. Среди последних особо выделился Джозеф Луис Кук — ирокез, дослужившийся в армии США до подполковника.
После войны стало понятно, что опасения вождей сбываются. Жители новообразованного государства не хотели уважать заключенные британцами договоры, и просто забирали себе земли индейцев. Хоть американские власти и подписывали соглашения с вождями племен, они оставались лишь бумажками, которые никто и не думал соблюдать. Судьба тех племен, что поддержали королевских солдат, сложилась более удачно: они ушли на север, в контролируемую британцами часть Канады и жили там на выделенных землях достаточно спокойно, постепенно ассимилируясь и переходя в христианство.
В Штатах же индейцы оказывались в резервациях, где постепенно спивались. Новые хозяева страны смотрели на них как на людей второго сорта. Могущественная Лига Ирокезов осталась лишь в устных преданиях, а входившие в неё племена оказались на обочине мирового прогресса. В 1950-х годах американское правительство попыталось уничтожить систему резерваций, чтобы индейцы слезли с шеи государства, стали обычными гражданами США, работающими налогоплательщиками, не имеющими особых льгот. Из-за различных юридических тонкостей и бюрократических проволочек эта попытка ни к чему не привела. Система индейских резерваций и поныне остается действующей. С недавних пор ирокезы пытаются вернуть себе независимость. Их требования гуляют по коридорам администраций разных штатов.
А тем временем большинство недоучек, плохо знающих историю, при слове «ирокез» вспоминает выстриженный на бритой голове крашеный гребень волос — прическу панков, вошедшую в моду в семидесятых годах ХХ века.