Первый столпник
В IV веке христианство было еще относительно молодой религией, его приверженцы испытывали немало трудностей, существуя среди множества иноверцев. Эти условия способствовали крайнему аскетизму, который показывали особенно преданные Богу верующие. Для кого-то это означало строгий пост или же вовсе голодание. Для других формой близкого общения со Всевышним и отрешения от земных искушений стало отшельничество. Столпничество – одна из наиболее удивительных форм такого аскетизма.
Понятие stylites (столпники) произошло от греческого слова stylos, что означает «столп» или «колонна». Иными словами, столпник – это житель колонны.
Если не считать древние сказания о неких отшельниках, передававшиеся из уст в уста, первым и самым известным столпником был Симеон, впоследствии причисленный к лику святых. Он родился примерно в 390 году, а умер 2 сентября 459 года. Этот уникальный человек жил недалеко от города Алеппо. Уже в 13 лет он ясно ощущал себя христианином, а в 16 ушел в монастырь – причем поначалу в течение семи дней лежал перед его воротами, пока его, наконец, не приняли в обитель.
Симеон прослыл самым аскетичным и, как казалось со стороны, самым странным из всех монахов. И он явно чувствовал, что все-таки его место – не здесь. В конце концов, он покинул монастырь и стал жить в уединенной хижине, которую сам для себя построил. Полтора года он жил в строгом посте и молитве, а в период Великого поста, как гласит предание, вообще ничего не пил и не ел. Окружающие говорили, что в этот момент он пережил чудо, и относились к нему с большим почтением.
Следующим этапом аскетизма для Симеона стало «стояние». Он стоял до тех пор, пока не падал без сил. Но и этого ему показалось мало. Симеон пробовал все новые и новые пути к святости: жил в узком колодце, жил в двадцатиметровом пространстве на склоне горы (ныне известной как Гора Симеона), также он обвивал свое тело грубыми веревками, изнуряя себя ранами. Однако достичь полного отрешения от мира не удавалось: Симеона осаждали толпы паломников. Они требовали от него, чтобы он открыл им «истину», однако как раз в поисках этой самой истины и ответов на главные вопросы он и пытался уединиться в раздумьях и молитве. Наконец, Симеон нашел кардинальный способ – жить на колонне.
Первый его столб был высотой в девять футов и венчался небольшой платформой площадью примерно один квадратный метр, по краям которой были сделаны перила (чтобы столпник случайно не упал). На этой колонне Симеон твердо решил провести остаток своей жизни.
Еду, молоко и воду ему приносили мальчики из местного монастыря: они привязывали ее к спущенным вниз веревках, и Симеон подтягивал их вверх. Подробности быта столпника (смена одежды, отправление естественных потребностей, сон и т.д.) до наших дней почти не дошли. По одной из версий, когда его одежда изнашивалась, ему передавали наверх новую. По другой – он так и оставался в лохмотьях, пока они не падали с него, и тогда он продолжал стоять без одежды.
Поначалу местные монахи решили, что подобная жизнь на столбе – ни что иное как гордыня, желание возвеличить себя над другими. И они решили его проверить. Монахи настоятельно попросили Симеона спуститься со столба. Он не стал противиться и покорно начал спускаться. В этот момент они поняли, что это вовсе не гордыня, а действительно показатель истинной веры и отрешения от всего земного.
До наших дней дошли свидетельства о том, что Симеон был способен исцелять людей от физических и душевных недугов, а также мог предсказывать будущее. Кроме того, он регулярно произносил со своего столба проповеди для верующих.
Известно, что Симеон прожил на колонне 37 лет (до самой старости) и умер на ней же – предположительно, от инфекций. Сегодня его как преподобного святого почитают и католическая, и православная церковь.
После кончины Симеона другие христиане (особенно в Сирии и Палестине) стали следовать его примеру. Один из них, живший на территории современной Турции, даже взял себе такое же имя, и его стали называть Симеоном-младшим.
В России одной из форм столпничества можно считать и христианский подвиг святого Серафима Саровского, который молился Богу, стоя на камне, каждую ночь в течение тысячи дней.
Столпничество XXI века
Уже к концу VI столетия такая форма, как столпничество, в христианском мире почти сошла на нет, и лишь единицы выбирали этот путь. И тем более удивительно, что в наше время у святого Симеона появился последователь. Современным столпником можно считать грузинского монаха Максима Кавтарадзе, который живет на столбе вот уже четверть века. Правда, он практикует более цивилизованный в бытовом плане вид столпничества.
Грузинский христианин обустроил себе жилище на вершине природного столба – узкой и высокой скалы. Этот столп расположен в глухом ущелье на западе Грузии. До ближайшего села – 10 километров.
Когда-то на вершине скалы располагалась часовня Кацхинского Спасо-Вознесенского монастыря – здесь жили древние монахи-отшельники. Отец Максим приехал в эти края в начале 1990-х. До пострига в монахи он вел совсем не праведную жизнь, даже сидел в тюрьме за продажу наркотиков, но, обретя веру, отказался от вредных привычек и решил посвятить себя Богу. С помощью братьев-монахов он постепенно восстановил эту церковь. С тех пор живет здесь один и лишь изредка спускается со своего 40-метровго столба по металлической лестнице.
В часовне, расположенной на столбе, оборудованы несколько келий. А у подножия скалы выстроен маленький монастырь, в котором служат несколько монахов и послушники.
Как и Симеон Столпник, Максим Кавтарадзе, старается не общаться с внешним миром и получает продукты, поднимая их на веревках (припасы ему приносят местные послушники). Однако он иногда находит время на общение с трудными подростками и более молодыми священниками, которые приходят к нему за советом. Кроме того, у него есть достаточно икон, книг и даже кровать.