Безусловно, картина Ильи Ефимовича является пропагандистской, однако в то же время она вполне точно передает настроения среди большей части казачества того времени.
Немного об историческом контексте
На дворе был блистательный в своей суровости и мрачности XVII век. Двадцати лет не прошло с того момента, как закончилась очередная Русско-польская война, которая напрямую была связана таким важным событием в истории Украины, как Восстание Богдана Хмельницкого. Изначально Богдан-Зиновий Михайлович Хмельницкий был казачьим полковником в польском войске. Однако в конечном итоге дороги польской знати и казачьего атамана разошлись. По преданию, польский король сказал оскорбленному Хмельницкому: «У тебя есть сабля, саблею дело и реши». Но это, конечно же, красивая легенда.
К XVII веку польско-литовская католическая знать сделала все для того, чтобы в древних землях Рюриковичей началось очередное народное восстание. Богдан Хмельницкий в итоге оказался человеком исключительной воли и таланта для того, чтобы объединить под своим началом недовольную польским владычеством знать, простой люд и казаков. В ходе восстания Хмельницкий вынашивал планы по созданию собственного государства. Первоначально атаман даже планировал создать вассальную державу под патронажем Османской империи. Однако в итоге за восставших казаков заступился русский царь Алексей Михайлович, который хотел использовать Запорожское войско в качестве союзника в новой войне с Речью Посполитой. По окончанию войны значительная часть земель современной Украины вошла в русскую державу.
Не прошло и 20 лет с момента окончания Русско-польской войны, как на украинские земли вторглись крымские татары и турецкое войско. Османы заняли почти всю правобережную Украину, начав таким образом новую Русско-турецкую войну на одном фронте и Польско-турецкую войну ну другом фронте. Нужно ли говорить, что к этому моменту Запорожское войско никуда не делось? Турецкий султан, зная о буйном нраве казаков, хотел подвести их под свою руку, чтобы использовать, против Польши и России, а за одно обезопасить собственные тылы. К казакам прислали послов с письмом, в котором содержался ультиматум султана Мехмеда IV. Едва ли стоит говорить о том, что «вольному люду» с Сечи такой подход не понравился…
А было ли письмо?
Дипломатическая переписка и посольства из высокопоставленных чиновников – два из трех способов общения государственных лидеров по сей день. Так что с уверенностью можно сказать, что письмо к казачьему гетману султан писал. Логично было бы предположить, что казаки не оставили многоуважаемого Мехмеда без своего ответа. Проблема заключается в том, что сохранилось письмо султана, но не сохранилось письмо с казацким ответом. О тексте казацкого письма нам известно лишь из сторонних, более поздних источников.
Военные люди и в наше время склонны использовать во время «служебного общения» крепкое словцо. Очевидно, запорожские казаки себя тоже не ограничивали. В Российской национальной библиотеке сегодня хранится копия перевода возможного казацкого письма из работы историка Дмитрия Яворницкого. Так вот текст этого письма просто какого-то чарующее торжество злорадства. Само письмо небольшое. В его тексте казаки: поминают мать турецкого султана, намекают на инцест в семье турецкого султана, сомневаются в непобедимости Османской империи, говорят что султан сел голой попой на ежа, называют султана чертом и свинопасом (что особенно обидно для мусульманина), называют товарищем черта, вором и разбойником, помощником Сатаны.
Подписано письмо было кошевым атаманом Иваном Дмитриевичем Серко. На картине Репина – это усатый казак в шапке с трубкой в самом центре.
Действительно ли казаки могли так ответить султану?
Такое вполне возможно. Если почитать частную и дипломатическую переписку, то правители далеко не всегда ограничивали себя в выражениях и остротах. Самый простой пример – это переписка Ивана Грозного с польским королем и бежавшими из России представителями знати. В письмах русский царь нередко «троллит» бывших подчиненных, а местами использует и откровенные оскорбления, оформленные в виде в том числе отсылок к библейским текстам. И если язвить в письмах себе позволяли монархи, то отчего не должен был бы себе позволить подобное казацкий атаман?
Справедливости ради стоит добавить, что знаменитая картина все-таки несколько искажает представление о казачестве. Дело в том, что часть казаков воевала за турок в той войне под предводительском Петра Дорошенко, который возглавлял Правобережное Войско запорожское. Другая часть правобережного казачества сражалась с Россией и Польшей против турок под руководством Михаила Ханенко. А вот уже не раз упомянутый Иван Серко возглавлял казаков с Запорожской Сечи.
В общем ситуация политическая была сложная, а люди – веселые. Один только вопрос остается не выясненным: «А на якій же мові цей лист був написаний?». Но это уже совсем другая история.