Жан-Мартен Шарко был типичным выходцем с низов французского общества. Он получил образование благодаря стараниям отца, бедного ремесленника, занимавшегося починкой экипажей. На скопленные папашей деньги Жана-Мартена отправили постигать науки в лицей Кондорсе, где в разные годы учились такие титаны, как Поль Верлен, братья Гонкуры, Марсель Пруст и Луи де Фюнес.
После лицея Шарко решает идти в медицину и поступает в Парижский университет, который становится его альма-матер. В дальнейшем он примкнет к здешней профессуре и создаст кафедру психиатрии, однако на первых порах молодой Жан-Мартен был направлен интерном в больницу Сальпетриер.
Эта богадельня, считавшаяся «приютом для престарелых женщин, эпилептичек и помешанных», имела дурную славу. В былые годы в Сальпетриере содержались арестованные проститутки и беспризорницы, а в XIX веке это место превратилось в больницу для сумасшедших женщин.
Нетрудно представить, в каких условиях Жан-Мартен начал свои научные изыскания, однако именно пораженные неврозами и психическими болезнями женщины, окружавшие молодого ученого, дали необходимое направление в работе. Шарко заинтересовала женская истерия, более известная в те времена, как бешенство матки.
Наиболее подходящий вариант описания этой болезни лекари прошлого находили у Платона в его диалоге «Тимей»:
«У женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой, есть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему долго нет случая зачать, он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до последней крайности и до всевозможных недугов, пока, наконец, женское вожделение и мужской эрос не сведут чету вместе и не снимут как бы урожай с деревьев».
Подобные сведения, соседствовавшие у Платона с описаниями Атлантиды, не могли удовлетворить пытливого Шарко. Жан-Мартен, изучивший множество больных истерией женщин, увидел истоки болезни в нарушении работы периферической нервной системы.
Оказалось, что матка вовсе не при чем, и лечить следует именно нервы. Выяснилось страшное: истерией болеют и мужчины. В наши дни «истерия» превратилась сразу в несколько более конкретных психических диагнозов, вроде тревожных и диссоциативных расстройств личности.
Дальнейшие исследования привели Шарко к новым открытиям: выяснилось, что страдающие истерическими расстройствами люди отличаются не только стремлением привлечь к себе внимание, неуемными фантазиями и неустойчивостью настроения, но и склонны к внушению и самовнушению.
Так Жан-Мартен занялся гипнозом, с помощью которого вводил в транс больных и экспериментировал с их состояниями. Уже после смерти Шарко вышла его знаменитая книга «Исцеляющая вера», в которой приводились примеры внушений, и разбиралась сама их природа. Ученый был убежден в том, что для успешного лечения психических расстройств пациента в первую очередь следует убедить в том, что он уже находится на пути к исцелению.
Эффект от своеобразного психо-плацебо Шарко описывал так:
«Целительная вера религиозная и мирская не может быть раздвоенной; это один и тот же мозговой процесс, производящий одинаковые действия».
Жан-Мартен Шарко был убежден в том, что природа гипноза — сугубо органическая. Современная наука подтвердила обратное, однако работа Шарко по изучению гипноза является серьезнейшим вкладом в изучение физиологии и психологии.
Еще один важный вклад великого ученого в науку — так называемый «душ Шарко». Жан-Мартен обратил внимание на то, что водные процедуры оказывают неплохой терапевтический эффект. Вещь очевидная, кто из нас не любит после тяжелого рабочего дня растянуться в теплой ванной? Но Шарко пошел дальше, начав применять аппарат, в котором струя воды под давлением подавалась на тело больного.
Сочетая массажный эффект с контрастной температурой, «душ Шарко» позволял как взбодрить, так и расслабить пациента. Некоторые прошедшие процедуру женщины заявляли о том, что во время нее испытывали оргазм, однако эффект стимуляции от давления струи в 6 бар явно не самый приятный. В наши дни «душ Шарко» все еще используют в лечении: тонизирующий эффект показан людям с нервными заболеваниями. Также аппарат пользуется популярностью среди желающих избавиться от целлюлита.
Кстати, во многих фильмах о тюрьме фигурирует подобная процедура, когда заключенных, обдав предварительно известью от лобковых вшей, обрабатывают из шланга струей холодной воды. Лечебный эффект в данном случае сомнителен, а вот профилактический (чтобы не шалили) — более чем очевиден.
Влияние Жана-Мартена Шарко на современников было огромным. Его учениками в разное время были известнейшие медики и психоаналитики. Зигмунд Фрейд описывал своего патрона так:
«Ни один человек не имел на меня такого влияния… Мне случалось выходить с его лекций с таким ощущением, словно я выхожу из Нотр-Дама, полный новым представлением о совершенстве».
Владимир Бехтерев, виднейший русский психиатр, невропатолог и физиолог, создавший первую в России нейрохиругическую клинику, также успел поучиться у Шарко. Именем одного из ближайших учеников, Жоржа Туретта, Жан-Мартен Шарко назвал интересную патологию — синдром Туретта. Помимо моторных тиков при этом синдроме у больного отмечается копролалия, то есть неконтролируемый поток ругательств и оскорблений. Авторству Шарко также принадлежал аппарат, измерявший тремор у больных Паркинсоном.
Сам Туретт доживал свои дни в сумасшедшем доме. Его жизнь была омрачена не только депрессией после смерти сына и любимого учителя Шарко: незадолго до этих событий одна из пациенток Туретта выстрелила ему из пистолета в голову. Доктор остался жив, однако повреждение мозга оказалось весьма серьезным.
Помимо научной работы Жан-Мартен Шарко занимался издательской деятельностью и переводами. Он смог собрать многотомную библиотеку по медицине, где было порядка 3500 книг, а также был основателем нескольких периодических изданий по неврологии и психиатрии.
Шарко интересовался искусством, больше всего его занимали изображения психически больных на иконах, гобеленах и старых мозаиках. Вместе с одним из своих учеников, Полем Рише, он написал две книги: «Безумие в искусстве» и «Уродства и болезни в искусстве», где собрал, систематизировал и попытался объяснить картины, на которых были запечатлены сумасшедшие.
Многие из его теорий сегодня уже не актуальны, однако Жан-Мартен Шарко останется в истории, как один из первопроходцев медицинской науки. Сохраняя до самой старости острый как скальпель ум, он смог погрузиться в самые темные уголки человеческого мозга. У безумия есть своя логика, и Жан-Мартен Шарко, пусть отчасти, смог ее узреть.