Оказывала большое влияние
Если опираться на ранее не изданные письма, фотографии и фильмы из частных архивов семьи Пикассо, можно сделать вывод, что Ольга оказала большое влияние на величайшего художника 20-го века.
Пикассо безумно влюбился в прекрасную русскую балерину в 1917 году, увидев ее танец в «Параде» Сергея Дягилева, Эрика Сати и Жана Кокто. Для спектакля он разрабатывал декорации и костюмы.
Выставка в музее Пикассо в Париже - первая в истории, посвященная Ольге, - показывает, что она была его главной моделью и музой на протяжении всего классического периода его творчества.
Сначала он смотрел на нее плотоядно, но со временем, когда его страсть охладилась, он изображал ее меланхоличной, часто сидящей у окна или читающей.
Позже, когда их брак фактически развалился в 1920-х и 1930-х годах, Ольга предстала «деформированной» и искаженной болью и сожалением.
Двойная жизнь Пабло
К тому времени Пикассо вел двойную жизнь, увлекшись пышнотелой 17-летней француженкой Марией-Терезой Уолтер, которую он буквально нашел на улице.
На одной показательной фотографии, сделанной Пикассо в его студии, стройная и элегантная Ольга позирует, сидя на стуле, а за ее силуэтом виднеется обнаженная сладострастная Мария-Тереза, которая заменила ее в постели мастера.
Внук Ольги Бернард Руис-Пикассо рассказал, что письма и фотографии семьи позволяют «действительно увлекательно изучить прямые связи между художником, его работой и тем, что на него влияло в то время».
Друг и биограф Пикассо, британский историк искусства сэр Джон Ричардсон, который охарактеризовал Ольгу как «довольно невротичную», уже назвал ее «откровением и чем-то совершенно удивительным».
Пикассо часто осуждали как женоненавистника, чье сексуальное влечение и эгоизм разрушили отношения и с Марией-Терезой, и со второй его женой Жаклин Рок. Обе женщины покончили жизнь самоубийством.
«Очень загадочная женщина»
«Ольга - очень загадочная женщина. На всех портретах и фотографиях она не очень много улыбается, но в фильмах все совсем наоборот. Она жизнерадостна и похожа на юную беззаботную девушку. Она много танцует, играет с собаками».
Внук Ольги рассказал, что, судя по письмам, у его бабушки были веские основания быть грустной и озабоченной. Ее отец - полковник русской имперской армии, родившийся на нынешней Украине, исчез в хаосе большевистской революции. Пока она и Пикассо поднимались по социальной лестнице в Париже, ее семья потеряла все.
Пикассо идеализировал Ольгу на холсте как образец идеального материнства после рождения их сына Пауло в 1921 году. Однако вскоре отношения начали рушиться.
Последние годы жизни
Она ревновала мужа, и, очевидно, в этих отношениях была настоящая напряженность. Пара рассталась в 1935 году, но Ольга была зависима от него в финансовом отношении. В те годы она была очень одинока и много страдала. После войны, когда Пикассо поселился на юге Франции, последовала за ним, перебираясь из гостиницы в гостиницу, живя фактически на чемоданах. Она длительное время отправляла Пикассо маленькие открытки с фотографиями сына и внуков, как будто они все еще были семьей. Но Пикассо никогда не отвечал на ее письма и не хотел возвращаться к прежней жизни.
Многие из друзей художника считали ее сумасшедшей, видимо, с подачи самого Пабло. Ольга Хохлова умерла от рака на французском средиземноморском курорте Канны в 1955 году. Четыре года спустя Пикассо женился на Жанне Рок, которую он одержимо рисовал до самой своей смерти в 1973 году.