Летописный экскурс в историю
В Монгольской империи существовало четкое разделение народов на господствующие и полностью им подчиненные. Это было залогом ее процветания и стержневой политикой – подчинять, грабить и эксплуатировать. Покоренные восточные славяне все без исключения были вассалами Золотой Орды. Русские князья подчинялись приказам монголов и не пренебрегали их военной помощью, как своих непосредственных начальников.
В этом плане довольно хорошо сказывался опыт славянских народов по взаимодействию с половецкими племенами. Русины отлично знали и понимали традиции кочевников. Следовательно, им было не сложно приспособиться к монголо-татарским завоевателям.
Территории современных Казахстана, российского Урала, Поволжья, Прикавказья, Восточной и Южной Украины, а также Молдовы назывались в те времена Половецкой степью. Она была главным географическим компонентом улуса Джучи – старшего сына Чингисхана. В свое владение этот западный улус Монгольской империи Джучи получил от могущественного отца в 1224 году. А уже с 1266 года Улус Джучи стал отдельным государством кочевников, которое известно в настоящее время, как «Золотая Орда».
Уже с 40-х годов XIII века земли Галицко-Волынского княжества, находящиеся между реками Днепр и Днестр, попадают во владения улуса Джучи. Местным главой здесь становится беклярбек («бек над беками») Курумиши или Куремса, как называли его в своих трудах русские летописцы. Фактически он и являлся первым непосредственным сюзереном местных князей из рода Романовичей – Данила и Василька Галицких. Таким образом все южные и западные земли Руси вошли в Улус Джучи – как в экономическом, так и в военном аспектах.
На госслужбе у монголов
На всех подчиненных себе территориях монгольские ханы сразу же назначали своих военных представителей, которые обязаны были контролировать сбор налогов и податей в завоеванных провинциях. Назывались эти представители «баскаки» (тюрк. «печатники»). Историки отмечают, что на Руси баскаками монголы назначали местных вельмож из боярского или же воинского сословий.
В Ипатьевской летописи рассказывается об одном из таких баскаков по имени Курило. Был он «печатником» при князе Даниле Галицком. И имел весьма широкие как для баскака «военные полномочия» – командовал войском из 3 тысяч дружинников-русинов. Кроме того, сам князь Данило лично разрешает Куриле занять один из его городов на Волыни.
Также в летописи говорится и о монгольских наместниках из русинов в середине 1250-х годов. Так, старшина города Бакота, некий Милой, после прибытия татар сразу же примкнул к ним. То же самое он сделал и при следующем визите ордынцев. В Кременце его городовой посадник Андрей открыто заявлял, что «держится надвое» – имея на руках «грамоту Батыя», он без зазрения называл себя и «королевым» (королем Руси летописцы именовали Данила Галицкого), и «татарским».
В ватиканских документах есть свидетельства Джованни Карпини – папского монаха-францисканца, который в 1245 году ездил в Каракорум – столицу Золотой Орды. Монах пишет, что проезжая по пути Киев, он остановился в нем для преподнесения подарков местному ставленнику монголов, которого папский легат называет (как и остальных монгольских командиров) millenarius, или же «тысячник».
Военная интеграция
В Золотой Орде две государственные системы – налоговая и военная, были фактически одним целым. А то, что западные земли Руси были полностью интегрированы в военную систему империи монголов, доказано многочисленными летописными и документальными источниками. Так, тот же папский легат Джованни Карпини повествует, как происходил набор воинов в ордынские полчища на Юге и Западе Руси. От каждой семьи с тремя сыновьями монголы забирали одного. Также рекрутировали в обязательном порядке и всех холостых русинов.
Военная интеграция была настолько глубокой, что даже экипировка воинов Галицко-Волынского княжества со временем стала походить на монгольскую. В Ипатьевской летописи указывается на «ярицы» (латы), которые носили в ту пору все воины-русины. В Золотой Орде местное тюркское население называло этот элемент военной экипировки «ярик». Австрийские послы, которые пребывали в военном лагере Данила Галицкого в 1252 году, также с удивлением отмечали у воинов князя не только татарское и монгольское оружие, но и те же «ярики».
Множество документальных источников того времени позволяют современным историкам довольно четко вывести полную хронологию участия правителей Галицко-Волынского княжества в военных кампаниях Золотой Орды на протяжении почти столетия. Начиная с 1259 и заканчивая 1341 годом. О таких военных походах есть записи как в польских иезуитских хрониках, так и в Густинской и Ипатьевской летописях.
Влиятельные друзья-кочевники
Историки, изучившие множество материалов конца XIII века, пришли к выводу, что русичи участвовали также и в походах соседнего Дунай-Днестровского улуса, к которым княжества Руси не имели абсолютно никакого отношения. В составе орд Алгуя, Ногая и Теле-Буга русичи участвовали в военных кампаниях монголов против Венгрии и Польши. При этом данные походы никак не могли быть для русских воинов принудительными.
Русские князья были всерьез заинтересованы в военных кампаниях на Западе. Все дело в том, что с европейскими соседями Русь давно, еще до появления на своей территории татаро-монголов, вела войны. Вполне логично, что будучи под властью Золотой Орды, русские князья использовали своих властителей для решения собственных споров с западными конкурентами.
В Галицко-Волынской летописи раскрываются подлинные мотивы одного из совместных военных походов русинов и татар в 1280 году. По данным автора этого документа князь Лев Галицкий (сын Данила) решил присоединить к своим владениям отдельные польские земли. Чтобы заручиться поддержкой татаро-монгольского войска, Лев отправился к Ногаю «окаянному и проклятому» просить у него военной помощи «на ляхов».
Еще раньше, в 1277 году, тот же Ногай, вняв жалобам галицко-волынских князей на Литву, отправил русским правителям целую рать под командованием воеводы Мамишия. Получив такую поддержку от сюзерена, русины сразу же выступили в литовский поход. Самые же поздние совместные походы монголов и русичей на Польшу (1340-1341 гг.) были также обусловлены в первую очередь надобностью для Руси.
В то время польский король Казимир III, развязав войну с западнорусским княжеством, практически полностью опустошил земли Галичины. Чтобы отомстить полякам тогдашний правитель Галицко-Волынского княжества, боярин Детько, попросил у Золотой Орды военную помощь. И впоследствии получил ее.
Не святые русины
Правители Галицко-Волынского княжества во времена совместных с ордынцами походов не только следовали своим интересам, но и полностью подстраивались под интересы своих непосредственных монголо-татарских начальников. Так, в угоду монголам князья Роман и Лев Даниловичи обманом вынудили польских защитников Сандомира выйти к ордынцам с дарами. Якобы те после этого всех помилуют. Но как только поляки открыли ворота – войска татар и русинов ворвались в крепость и устроили там настоящую резню.
В Ипатьевской летописи упоминается еще один факт выслуживания русинов перед своими завоевателями. Во время военного похода под предводительством хана Бурундая, князь Василько напал на литовский отряд. Разбив его, всех пленных, как подарок, князь отдал Бурундаю. Получив взамен похвалу монгольского наместника за свою преданность.
При этом и сами русины были не чужды грабежам и насилию. Так, в 1277 году во время планирования очередного литовского похода на военном совете князья Владимир, Мстислав и Юрий решили не идти к Новгороду, где ранее побывали татары и все разграбили, а двинуться к «девственному месту».
Чрезмерными грабежами русинов в Ипатьевской летописи объясняется и провальный русско-татарский поход на Польшу в 1280 году. По мнению летописцев та неудача была для князя Льва Галицкого «карой Божией» за ранние опустошения им этих земель.
В польских и литовских летописях всех участников таких походов – как татар и монголов, так и русинов, авторы называют «неверными» или «язычниками». По просьбе короля Польши Папа Римский в 1325 году объявляет против ордынцев и русинов крестовый поход. Опять же называя последних «язычниками» и «врагами Христа». При том, что к тому времени практически вся Русь уже исповедовала христианство.
Историки объясняют это довольно просто – все католики привыкли считать русинов вассалами Золотой Орды. Следовательно, как и монголов и татар, русичей в Польше, Венгрии, Литве и остальной Европе расценивали, как языческих варваров. Занимающихся только войнами и грабежами. Интересен тот факт, что благодаря такой трактовке некоторые современные польские историки всерьез утверждают, что король Казимир III на самом деле не завоевывал у русичей Галичину, а освобождал ее от Золотой Орды.
Как бы там ни было, но после падения в XIV веке татаро-монгольской империи, земли Галицко-Волынского княжества, которые были автономными в ее составе, поделили между Великим княжеством Литовским и Польским королевством. Позже эти земли также целиком вошли в новое государственное образование – Речь Посполитую.