Как в дореволюционной России жемчуг добывали и после им одежду украшали
609
просмотров
Глядя на старинные полотна и фотографии порой удивляешься, как дорого одеты жительницы «немытой России». Невероятной красоты украшения и головные уборы из жемчуга, на которые уходило огромное количество этого драгоценного материала, были, конечно, семейным достоянием и передавались из поколения в поколение, но, тем не менее, странно, что они были доступны не только знати, но и зажиточным крестьянам.

Жемчужный промысел

Ответ на вопрос, откуда у крестьян раньше было столько жемчуга, очень прост – они его сами добывали. Европейская жемчужница в огромных количествах водилась в северных реках, особенно – в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Около 200 жемчугоносных рек было известно в XVII веке в России. Для добычи драгоценных перлов строили специальные плоты. В центре была дыра, в которую просматривали дно, и, если натыкались на скопление раковин, вытаскивали их специальными длинными щипцами. На мелководье жемчужниц просто нащупывали ногами и доставали – такой промысел был под силу даже детям.

Добыча жемчуга с плота в России

Интересно, что, найдя крупную жемчужину, ее на пару часов засовывали в рот, «замаривали», а потом еще некоторое время держали на груди в мокрой тряпице – считалось, что так жемчужина укрепляется.

В старину жемчужный промысел был доступен абсолютно всем

Конечно, речной жемчуг отличается от морского, но зато его было очень много, да иногда среди неправильных и мелких попадались настоящие «перлы» - крупные и абсолютно ровные, такие, что, если положить на блюдечко, жемчужина сама не будет стоять на месте. Такой жемчуг назывался «скатным» и, кстати, именно так определяли его стоимость – чем дольше катится сам, тем дороже.

Русские красавицы в жемчугах на портретах Маковского

Объемы добычи были такими, что жемчуг был действительно доступен даже небогатым людям. Им украшали не только одежду, но и оклады икон, фрески и предметы культа, книги, седла, оружие. До конца XIX Россия была после Индии вторым поставщиком жемчуга в Европу. Государство несколько раз пыталось взять выгодную добычу под контроль, но это не получалось. Например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять лет. А Елизавета Петровна запрещать добычу не стала, но привлекла к этому делу армию, которая в 1746 и 1749 годах принимала участие в специальных экспедициях. Хотя жемчуга в царских сокровищницах хватало всегда. Особенно это было заметно во время разгромов: в 1611 году, взяв Кремль, поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов, а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями и продавали желающим полными шапками.

Церемониальная одежда русских царей была богато расшита жемчугом

Богатство на голове

Жемчуг, как природный материал, да еще и выращенный внутри раковины, всегда наделялся магическими свойствами. Белизна, переливчатость блеска делали его символом чистоты и праведности, поэтому особенно любили его девушки и молодые женщины. В каждой области наряды и головные уборы имели свои особенности, поэтому неудивительно, что наиболее богатыми жемчужными украшениями отличались северные губернии. Для изготовления некоторых головных уборов уходило огромное количество этого драгоценного материала.

Торопецкий кокошник - особый вид женского головного убора отличался множеством жемчужных шишечек. Считался символом плодородия: «Сколько шишек, столько детишек».

Кокошник с жемчужными шишечками – женское украшение псковской области, особенно славились в его изготовлении мастерицы Торопецкого уезда

Северная поднизь – волнообразная нижняя часть головного убора девушек Заонежья. На изготовление этой сеточки уходило 3 до 20 золотников жемчуга (1 золотник — 4,26 г), так что стоило такое украшение недешево даже в старину.

Фотографии девушек северных регионов России. Богатая северная поднизь – богатая и очень красивая часть головного убора.
Девушка-карелка в национальном головном уборе

Псковский кокошник – необычный вид этого украшения представлял собой картонную «шляпу», обтянутую богато расшитой тканью, и сеточку-поднизь, которую еще называли «ряской». Особенно интересными были эти головные уборы в Верхних Луках.

Необычный кокошник Псковской губернии

Такие украшения были семейной гордостью. В старину считалось, что жемчуг, как «живой» материал, любит молодых, а на стариках он со временем тускнеет и сохнет. Поэтому пожилые женщины передавали свои сокровища девушкам и молодухам, чтобы восстановить их блеск. Кроме такого «щадящего» способа были еще народные рецепты для восстановления красоты потускневших жемчужин. Правда, не все они годились для готовых сложнейших изделий. Самым простым способом считалась очистка солью: жемчуг в полотняном мешочке нужно было пересыпать ею и полоскать в воде, пока соль не растворится, вымыв чужеродные частицы. Еще хорошим средством для очистки слыла майская роса. Ну, а если ничего не помогало, давали склевать жемчужину самому яркому петуху. Через несколько часов ее доставали из птичьего желудка, сияющей первозданным блеском, а заодно и суп варили.

От избы до дворца

Понятно, что многовековая добыча в таких массовых масштабах постепенно привела к истощению этого природного ресурса. Со временем жемчуга в России становилось все меньше, а цены на него возрастали. Однако высший свет, разумеется, не отказывал себе в этом, теперь уже дорогом, удовольствии. Понятно, что только местным жемчугом они никогда не ограничивались. Сохранилось огромное количество портретов XVIII-XIX веков, на которых русская знать щеголяет своими драгоценностями. Дело, наверное, еще в том, что жемчуг, очень красив, но при этом скромен. Он оттеняет женскую красоту, не перетягивая внимания на себя, поэтому жемчужные украшения во все времена очень любили писать художники.

Ф.К. Винтерхальтен, портрет императрицы Марии Александровны
Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе работы Ивана Крамского, 1880-е гг. (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж)

Одной их красивейших дам своей эпохи была Зинаида Николаевна Юсупова. От княгини Татьяны Васильевны, племянницы Потемкина, она унаследовала богатейшую коллекцию украшений. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:

«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную «Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят, в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах».

Франсуа Фламенг, портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина»

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится