В 1762 году Екатерина II издала указ о возвращении староверов. При помощи войск насильно, а также обещая определенные льготы на новых землях, она переселила почти 100000 раскольников на Алтай и в Забайкалье. Далеко в Сибири, в забайкальских степях Бурятии, по сей день существуют большие села, где компактно проживают старообрядцы. Здесь их называют семейскими.
В 1764 году после изнурительного путешествия, длившегося 12 месяцев, несколько десятков тысяч семей староверов прибыло в Бурятию. Они стали изгнанниками для церкви и государства, но именно они донесли самобытную культуру допетровской Руси до XXI века. Тарбагатай, Куналей, Бичура, Мухоршибирь и многие другие села до сих пор являются местами проживания семейских, где они хранят характерные черты жизни, быта, культуры и веры первых переселенцев.
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел -
Едут туда комиссары,
Глядь - уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из темного бора,
Рыбой из вольной реки…
- "Где ж та деревня?" - "Далеко,
Имя ей: Тарбагатай,
Страшная глушь, за Байкалом...
/Н.Некрасов/
Императрица возлагала на раскольников большие надежды по освоению бескрайних степей Бурятии. И семейские оправдали их с лихвой, за 2-3 года на местах поселений выросли избы, были вспаханы поля, сопки и возделаны огороды.
Старообрядцы очень трудолюбивы, практичны, прижимисты, чистоплотны. Их быстрому приспособлению к суровым сибирским условиям способствовало то, что они умеют воспринимать и заимствовать то хорошее и прогрессивное, что есть у других народов.
Взаимоотношения с местным населением сначала было сложными. Лучшие земли буряты издавна использовали под пастбища для овец и лошадей. По церковным канонам старообрядцам запрещалось тесное общение с иноверцами. Поначалу на вспашку земель они выходили целыми отрядами, но постепенно с бурятами у них установились тесные хозяйственные отношения. Староверы брали в аренду у бурят землю, те пасли скот старообрядцев, семейские расплачивались за все хлебом, овощами.
Старообрядцы сохранили многие догматы православной церкви допетровских времен. Это и восьмиконечный крест, и исполнение земных поклонов, и крестных ход делают по часовой стрелке. Иконы у староверов деревянные и не реставрируются, а хранятся с особой бережливостью. Крестное знамение семейские кладут двумя перстами. Большой, безымянный и мизинец соединяются, олицетворяя святую Троицу. Два других пальца – указательный и чуть склоненный средний, означают человека и господа, который сошел с небес и вочеловечился. Староверы знамением отражают естество Христа, а имя его они пишут: «Исус». Крестят и больших, и младенцев в купели с полным погружением.
Уникальной особенностью обладает манера песнопения семейских, которая ведет свою историю со старых времен от церковного крюкового пения. Оно было запрещено при расколе, но старообрядцы трепетно сохранили традиции и перенесли такую манеру песнопений в светскую вокальную культуру. На территории современной Бурятии почти в каждом селе, где проживают старообрядцы, существуют фольклорные ансамбли и хоры, их около двух десятков. Крюковое пение отнесено ЮНЕСКО к шедеврам духовного и нематериального наследия. Песни семейских это баллады о любви, о жизни. Они включают в себя до 150 куплетов, а одно слово, один слог может расслаиваться на несколько. Уникальное многоголосие семейских похоже на их костюмы, где яркость и пиршество красок разливается по атласу, колышется и перетекает из цвета в цвет. Песня течет, распадаясь на множество вариаций и сливаясь в многоголосый распев. За мелодичным повтором фраз, разрывами слов песня ширится и усложняется. Не горькая доля и жалоба на судьбу, а могучая воля и жажда жизни помогла сложить, а потом сохранить уникальные песнопения до наших дней.
Не пить, не блудить, не курить, а много трудиться - таких правил в жизни придерживались старообрядцы. У семейских раскольников существовало два направления или два толка: поповщина и беспоповщина. У первого направления, так называемые, беглые попы справляли все церковные таинства. Беглыми их называли потому, что эти духовные лица изначально были рукоположены в новообрядческой церкви и вернулись потом к древлеправославию. У старообрядцев не осталось епископов, рукополагающих новых служителей церкви.
Часть раскольников, у семейских их было очень мало, придерживались беспоповщины, то есть они справляли обряды самостоятельно, так как считали, что истинные священослужители перевелись.
Во время советской власти многие священники старообрядцы были уничтожены, а большая масса крестьян староверов раскулачена, так как их хозяйства всегда были крепкими, но не за счет применения нанятых батраков, а за счет многочисленных работящих членов семьи.
При сохранении многих обрядов, бытового и семейного укладов, во второй половине прошлого века постепенно происходило обмирщение старообрядцев. В домах появились телевизоры, компьютеры, Интернет, люди сейчас пользуются аптечными лекарствами, несмотря на то, что отеческие установления на запрет этих благ цивилизации никем не отменен.
В настоящее время старообрядцы имеют полную религиозную свободу, также Русская Православная церковь сняла со старых обрядов клятвы, признавая их. Сегодня семейские являются редчайшим самобытным этнографическим памятником культуры допетровской России.