![Кладбище Кампо-Санто: какие шедевры скрывает «Четвертое чудо Пизы»](https://homsk.com/upload/media/posts/2019-03/18/e09355c69fbdb9d077bb8ced0b751a18_1552923395-b.jpg)
Впрочем, назвать его просто кладбищем, пожалуй, будет неправильно. Скорее, это уникальный и таинственный музей. Недаром это место зовется Четвертым чудом Пизы.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-1-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
Знаменитое кладбище, хранящее память о расцвете Пизанской морской республики, представляет собой широкий коридор-прямоугольник, по периметру которого идут галереи с изящными окнами и узкими колоннами. Вдоль стен галерей можно увидеть древнеримские саркофаги, которых здесь несколько десятков. А на самих стенах – множество старинных фресок с захватывающими сюжетами, которые можно разглядывать часами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-3-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-4-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
Кладбище возникло спонтанно
Интересно, что кладбище появилось здесь почти случайно: после завершения строительства Пизанского кафедрального собора на внутренней территории и вокруг него осталось свободное пространство, которое постепенно стали заполнять надгробными памятниками и саркофагами именитых жителей Пизы. В итоге место само собой превратилось в кладбище, и здешнему архиепископу Фредерико Висконти ничего не оставалось как официально выделить территорию на северной стороне Соборной площади под захоронения.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-6-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-7-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
Интересно, что архитектор Джованни ди Симоне, которому в 1277 году было поручено руководить постройкой кладбища-мемориала, не дожил до завершения работ: семь лет спустя он скончался, и это совпало с упадком Пизы, разгромленной войсками Генуи. В связи с этими двумя событиями работы над кладбищем были остановлены почти на двести лет, и достроили его только во второй половине XV столетия.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-9-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
Кстати, при строительстве кладбища сюда была привезена священная земля с Голгофы. Часть ее была рассеяна по территории, а еще часть до сих пор хранится в специальной капсуле. Видимо, именно поэтому Кампосанто называют «святое поле».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-11-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
Известные личности
Во времена расцвета Пизы здесь хоронили самых известных жителей, а когда город попал под власть флорентийцев, здесь нашли упокоение члены семьи Медичи, а впоследствии и известные ученые и другие выдающиеся люди. Например, здесь покоятся останки математика Леонардо Фибоначчи, физиков Карло Маттеуччи и Оттавиано Фабрицио Моссотти.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-13-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-14-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
С давних пор в Пизе существовала легенда о том, что благодаря чудодейственным свойствам земли «святого поля», погребенные здесь тела превращались в скелеты за 24 часа.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-16-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
Граждан рангом пониже хоронили под каменными плитами, причем для их захоронения иногда тоже брали римские саркофаги, только уже использованные ранее (предварительно очищенные от предыдущих останков).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-18-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-19-7370997a7778250a4be16db215c5f7d1.jpg)
Страшный пожар
В июле 1944 года кладбище пострадало от сильнейшего пожара. Во время авианалета одна из бомб (по другим данным – артиллерийский снаряд) упала на территорию Пьяцца деи Мираколи, пробив деревянные перекрытия кладбища Кампосанто. Пожар тушили несколько дней, а когда он был остановлен, перед сотрудниками открылась плачевная картина: оказалось, что почти все настенные фрески, выполненные Беноццо Гаццоли и другими талантливыми мастерами, осыпались. На то, чтобы собрать все кусочки и, словно пазл, восстановить картины, потребовался не один год.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-21-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
Кстати, восстановить сюжеты фресок помогли синопии – первоначальные рисунки. Дело в том, что изготовление фресок галерей происходило так: мастера предварительно делали графические изображения на поверхности, и уже по ним либо сам художник, либо его подмастерья рисовали настенные шедевры. После пожара эти синопии реставраторы аккуратно сняли со стен и перенесли в мастерскую. Кстати, теперь на территории Пьяцца деи Мираколи есть еще и Музей синопий, в котором можно посмотреть первоначальные настенные рисунки художников эпохи Проторенессанса.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-23-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-24-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
Самые известные фрески
В Кампосанто расположен один из самых крупных фресковых циклов Средневековья. Практически все сюжеты посвящены ключевой теме жизни и смерти – рая и ада, а также ключевым библейским событиям – например, Вознесению, или истории про Неверие Фомы.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-26-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
Над фресками трудилось множество талантливых мастеров, в том числе, Антонио Венециано, Андреа Бонаюти, Пьетро ди Пучо, а заканчивал их флорентийский мастер Беноццо Гоццоли.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-28-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
Самые известные из фресковых произведений кладбища – «Триумф смерти» и «Страшный суд», на которых очень красноречиво показаны мучения грешников и бренность жизни. Например, в одной из сцен представители знати, выехавшие на охоту, видят на своем пути три гроба с покойниками. Изображенный на фреске старик-отшельник указывает всадникам и их свите на усопших, как бы намекая на то, что ничто не вечно – ни богатство, ни увеселения, ни молодость.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-30-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
Или другой мотив: дамы и кавалеры безмятежно любуются красотами райского сада, а над ними ангелы сражаются за человеческие души.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-32-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-33-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
Как кладбище стало музеем
В начале XIX века Наполеон Бонапарт подписал официальное распоряжение о закрытии многих церквей в Италии, а находившиеся в них многочисленные произведения искусства и христианские реликвии он велел доставить во Францию. В то время куратором пизанского кладбища был известный итальянский живописец Карло Лазинио, преподаватель искусства гравюры Флорентийской академии и основатель Академии в Пизе. Чтобы не допустить утрату национальных художественных ценностей, Лазинио распорядился в срочном порядке доставить скульптуры и картины из окрестных церквей в Кампосанто, а те надгробия и саркофаги, что стояли во внутреннем дворе кладбища, перенести в галереи.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-35-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
Таким образом пизанское кладбище стало по сути настоящим художественным музеем, заполненным шедеврами итальянских мастеров. Экспонаты тут повсюду – начиная от плит на мраморном полу и заканчивая величественными шедевральными скульптурами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-37-dfc255c81e073af4ca311cedae50e750.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-38-ac915f23df6ba9c2c7ac5a10e2441bc7.jpg)
Кстати, Карло Лазинио потомки обязаны еще и сохранением гравюр: в 1812 году (опять же опасаясь, что ценнейшие произведения искусства будут утрачены в связи с военными действиями), он начал работу над книгой гравюр, посвященной фрескам Кампосанто. Более века спустя эстампы Лазинио также помогли восстановить фрески, испорченные в результате пожара во время Второй Мировой войны.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-03/18/11202-40-ac915f23df6ba9c2c7ac5a10e2441bc7.jpg)