Почему дом сделали «кружевным»
«Ажурный дом» П-образной формы появился здесь в 1940 году в рамках строительства серии крупноблочных зданий, возводимых в те годы в разных концах Москвы (например, на Большой Полянке). Дом проектировали в рамках генплана реконструкции города, его главный фасад должен был выходить на площадь и смотреться величественно и эффектно. Проект поручили архитекторам А. Бурову и Б. Блохину.
Есть предположение, что Андрей Буров как ученик знаменитого московского зодчего Ивана Жолтовского при создании проекта брал за ориентир работу своего учителя – Дом скакового общества, расположенный неподалеку, на Беговой улице. Кстати, рядом «Ажурным домом» красуются статуи лошадей.
Стилистика шестиэтажного «кружевного» дома, декоративные элементы которого отсылают нас в эпоху модерна, очень хорошо сочетается и со зданием знаменитого «дореволюционного ресторана Яръ», которое также расположено рядом.
Архитектор Андрей Буров был человеком многогранным (он пробовал себя не только в строительной сфере) и очень творческим, так что здание ну просто не могло получиться стандартным.
Из-за того, что блочные фасады нового здания оказались очень замысловаты (одни сделаны под мрамор и имеют вид пилястр, другие закрывают лоджии декоративными решетками в виде растений и так далее), дом сразу окрестили в народе «ажурным» или «кружевным».
А еще за этой шестиэтажкой закрепилось прозвище «Дом-аккордеон». Ведь декоративные блоки лицевого фасада (автор эскизов – художник В. А. Фаворский), сгруппированные попарно, а также само по себе чередование окон и лоджий действительно делают здание похожим на этот музыкальный инструмент, который обычно тоже украшен ажурными решеточками и так же, как и фасады этого дома, часто имеет красивые разводы. Особенно это сходство заметно, если смотреть на дом с большого расстояния.
Интересны и оконные проемы: они закрыты коваными витыми ограждениями, которые тоже сморятся декоративно и оригинально и чем-то напоминают французские балконы.
Идею внутренней планировки многоэтажного здания, которая спроектирована по принципу апартаментов, архитектор Буров подсмотрел во время своей командировки в Соединенные Штаты. Компактные квартиры с совмещенными санузлами, мини-кухнями и крохотными прихожими (как известно, в советские времена делать их большими было не принято) расположены по бокам длинного широкого коридора. Подъезд в доме всего один, зато на каждом этаже аж по 18 квартир. И лифтов – два.
Из своей поездки в Америку архитектор почерпнул и идею относительно первого этажа: его спроектировали нежилым, разместив внутри магазины, столовую и другие подобные организации, которые должны были облегчить быт советским гражданам.
Непростые жильцы и видимость скромности
С первых дней дом стал считаться номенклатурным. Его заселили в основном крупными чиновниками, среди которых большую часть составляли высокопоставленные военные. Жили в нем и представители советской культурной элиты – например, актриса Серова и писатель Симонов. И пусть квартиры в здании были не столь шикарными, все-таки жить здесь было удобнее и престижнее, чем в скромных типовых многоэтажках. Иными словами, хотя строителями и были соблюдены внешние «правила приличия» (мол, все квартиры – «советские», одинаковые, без излишеств), в то же время было сразу понятно, что жилье это – как у всех, да не совсем.
После Великой Отечественной войны многие квартиры в доме превратились в коммуналки да и контингент постепенно стал меняться: появилось много обычных, не привилегированных жильцов.
Ну а современное поколение, вселяясь в этот памятник советской архитектуры, делает в квартирах новомодный дизайн и мало кто из жильцов пытается сохранить первоначальный, колоритный интерьер. «Бабушкины» квартиры XX столетия с их трогательным очарованием постепенно и безвозвратно уходят в прошлое.
Комфортно ли жить в «аккордеоне»
Витые решетки, украшающие лоджии с «лицевой» стороны здания, выгодно закрывают тот хлам, который так любят складывать на балконах граждане. А «завитушки», прикрывающие снаружи кухонные окна квартир, прячут от посторонних глаз «экзотику» советского быта.
Наличие этого необычного декора, которым хозяева квартир могут гордиться, компенсируют (в плохом смысле) грязный воздух и пыль, которая поднимается с проезжей части. Жильцам, чьи окна выходят во двор, повезло чуть больше – на подоконниках меньше копоти и не так слышен шум машин. Зато до центра рукой подать, нет проблем с общественным транспортом да и район престижный.
Квартиры в доме действительно скромные (особенно по современным меркам), а вот подъезд, коридоры и лестничные клетки выглядят просто по-царски – они очень просторные.
В парадном три лестницы. Помещение подъезда больше подходит для какого-нибудь учреждения, нежели для жилого дома. Тем более что здесь нет внутренних архитектурных украшений типа лепнин – просто голые стены.
Само здание постепенно разрушается. Старожилы говорят, что при его возведении якобы использовали материалы не очень хорошего качества. Но все-таки дом до сих пор смотрится с улицы очень красиво, и его часто навещают фотографы и съемочные группы.
Их должны были построить много
Кстати, «аккордеон» на Ленинградке должен был быть не единственным «ажурным» жилым домом. Изначально планировалось построить в Москве много подобных богато украшенных блочных домов, с большим числом квартир.
Однако вскоре после строительства первого здания началась Великая Отечественная, ну а после войны было уже не до подобного «барства». Более актуальными власти посчитали дешевые и простые в возведении хрущевки. На смену крупноблочным жилым домам пришли безликие панельные.
Также был заброшен и другой (правда, не такой красивый и вычурный) проект типового жилья, оставив лишь один пример такого дома, который за его мрачность прозвали «Слеза социализма».