Новый Орлеан, культ вуду и рождение легенды
Новый орлеан, как и весь штат Луизиана в США, очень особенные. Населяют его потомки рабов и колонистов с европейского материка, поэтому французский и испанский здесь вроде второго неофициального языка. И если колонисты привезли в Америку христианство, то рабы из Африки, которые трудились на всех плантациях, тоже многое привнесли в культуру этой местности.
Магия, религия или культ вуду, как бы его ни называли, это очень тонкий сплав католицизма и анимизм, то есть вера в существование различных духов, управляющих различными природными и не только явлениями. Христианские святы и лоа, те самые духи, одинаково сильно почитаются в луизианском направлении этого культа.
Одной из самых известных практиков вуду была Мари Лаво, родившаяся, возможно, 10 сентября 1794 года (хотя некоторые источники утверждают, что это было в 1801 году), известная как королева Вуду Нового Орлеана. Со временем Мари стала одной из самых известных и влиятельных женщин города.
Дочь освобожденной рабыни и Шарля Лаво, богатого мулата бизнесмена Мари была молодой красоткой с черными волосами, смуглой кожей и пронзительными глазами. Она стала первым ребенком по линии матери, рожденным свободным.
Любовь, брак, дети и первые тайны в жизни Мари Лаво
Мари исполнилось 18 лет, когда она вышла замуж на Жака Пэриса, молодого афроамериканца, эмигранта с Гаити. Пара, как и положено добропорядочным католикам, венчалась в соборе Сент-Луиса. Однако некоторые источники уверяют, что уже тогда Лаво и ее муж, хоть и скрытно, практиковали вуду. Вполне вероятно, что азам Мари научил сам Жак, на Гаити вуду очень распространено.
Родной отец, Шарль, так и не стал официальным супругом матери Лаво, однако от детей своих от любимой женщины не отказывался и принимал, пусть и не самое активное, но участие в их жизнях, и даже подарил дочери на свадьбу дом. Правда, в тот дом Мари и Жак так и не переехали, живя в арендованной квартире. Пэрис был столяром и мебельщиком и зарабатывал вполне прилично, супруги никогда особо не нуждались.
В церковных книгах сохранились упоминания о рождении детей Мари и Жака, хотя многие источники уверяют, что брак был бесплодным. Однако в официальных документах можно найти упоминания о Мари Анжели и Фелисити Пэрис, крещенных соответственно в 1823 и 1824 годах.
Дальнейшая судьба первенцев Лаво так и остается тайной, однако еще большей загадкой стала судьба самого Жака. Мужчина внезапно исчез, растворился словно утренний туман под лучами солнца. Не осталось никаких документов или хотя бы просто сплетен о его судьбе, даже свидетельства о смерти и того нет. Однако это не мешало Мари официально объявить себя «вдовой Пэрис».
Новая любовь жрицы вуду
Никого в Новом Орлеане было не удивить межрасовыми отношениями. Поэтому никакого негатива у общественности роман Лаво и богатого помещика Луи Кристофа Думеснила де Глапиона не вызвал.
Замуж она за него не выходила, пара предпочитала жить «во грехе». Хотя, вероятно, все дело было в законности брака - раз уж первый муж Мари так и не был признан мертвым, то она официально все еще числилась замужем. И даже Новый Орлеан со своей толерантностью не позволил бы женщине двоемужество. Правда, сожительство совершенно не мешало заводить общих детей, которых предположительно было аж пятнадцать. Однако слухи и тут разнятся с официальными данным. Историки утверждают, что детей было всего семь, и трое из них не дожили до школьного возраста.
За все тридцать лет гражданского брака, Мари Лаво хранила верность своему возлюбленному и даже после его смерти оставалась в одиночестве, отказывая многочисленным ухажерам. Своего милого Луи Мари искренне любила.
Новое начало, или как парикмахерша стала хранительницей тайн горожан
Мари никогда особо не бедствовала, однако это было возможно в первую очередь только благодаря ее мужчинам. Поэтому после смерти Луи Мари решила начать свой собственный бизнес. Выбор пал на открытие парикмахерской.
Луи был человеком элиты, любовницы своей он не стеснялся и выводил ее в свои круги, знакомя с многочисленными знакомыми. Поэтому именно на них и решила ориентировать свое дело Лаво. Однако обаятельная Мари поступила умнее, она снизила цены и принимала не только местную аристократию, но и простых жителей.
В ее парикмахерской оказывали услуги самым богатым женщинам города. Кроме стрижки и укладки у Мари были еще «особые» услуги. Куклы вуду, амулеты, талисманы и обереги. Все это верховная луизианская жрица Вуду с легкостью делала из трав, специй и подручных предметов. Стоит ли говорить, что именно этот бизнес пользовался большей популярностью, чем стрижка высокородных дам.
У парикмахерской был еще один неизменный плюс. Сплетни. Множество самых разнообразных слухов со всех сторон Орлеана стекались к Лаво. Женщина была очень умна и прекрасно умела отделять зерна истины и применять правильно полученные знания.
Будучи в курсе крупных сделок, торговых альянсов и многого другого, Мари очень быстро сколотила приличное состояние. Не чуралась она и манипулировать людьми к собственной выгоде. Благодаря официальной «дневной» работе она знала множество тайн самых влиятельных людей города.
Католичка, филантроп и вудуистка
Хотя культ вуду, который практиковали в Луизиане, один из самых «легких» среди всех, никогда церковь не стала бы просто закрывать на подобное глаза. Даже несмотря на то, что Мари привнесла многие из родного католицизма в привычные обряды вуду. Однако Лаво и правда была очень умной. Она не пропускала воскресные мессы, дружила со священниками и всегда щедро жертвовала на нужды церкви.
Мари всегда с удовольствием участвовала в благотворительных акциях и не брезговала помогать ухаживать на умирающими. Довольно часто женщина посещала тюрьмы и помогала кому советами, а кому и молитвами. Особо она уделяла время общению с приговоренными на смерть.
Представители католической церкви видели в ней богобоязненную женщину, готовую нести свет христианства. Не святая, конечно, все-таки тридцать лет жила с любовником и рожала ему детей, будучи невенчанной, но остальные ее поступки перекрывали подобные грехи. Да и что взять со слабой женщины?
Какое наследие оставила после себя Мари Лаво
В 1830 году Мари была названа «Королевой Вуду». Она проводила ритуалы в основном в трех местах: ее дом на Сент-Энн-Стрит, где на ее заднем дворе проходили церемонии. На втором месте была площадь Конго, место, где каждое воскресенье собирались рабы, которым давали «выходной». Третье и последнее место занял Байу св. Джон, на берегу озера Понтчартрейн, где проходили главные церемонии среди посвященных в религию.
Даже смерть Мари Лаво окутана тайной. Есть те, кто говорит, что «Королева» умерла в 1835 году, в возрасте 41 года, что не сильно вяжется с хронологией ее жизни. Но официальные записи из города Новый Орлеан документируют смерть Мари Глапион Лаво 15 июня 1881 года, предполагая, что она умерла в возрасте 86 лет.
Мари Глапион Лаво похоронена на кладбище Сент-Луиса рядом со своей семьей. Ее история вдохновила множество песен, фильмов и сериалов. Даже сейчас место ее последнего упокоения постоянно посещается не только приверженцами вудуизма, но и просто туристами. Говорят, что при жизни Мари всегда старалась помогать людям, и после смерти просьбы, озвученные на ее могиле, иногда выполняются.