Предыстория
Ференц Лист - венгерский пианист-виртуоз и композитор. Среди его многочисленных заметных сочинений двенадцать симфонических поэм, два (завершённых) фортепианных концерта, несколько священных хоровых произведений и большое разнообразие сольных фортепианных пьес. Совершенно справедливо Ференца Листа называют первой музыкальной звездой в мире. Гламурный пианист объехал с гастролями всю Европу. Куда бы он ни шёл, Ференц вызывал восторг как у мужчин, так и у женщин.
У него была привычка заставлять поклонниц совершать какие-то безумные поступки. Женщины, как сообщается, дрались из-за носовых платков, которые использовал Лист, или превращали его сломанные струны пианино в браслеты. Поклонницы буквально сходили по нему с ума. Они наклеивали изображение Ференца на свои броши и камеи, крали пряди срезанных волос, остатки недопитого им кофе и даже окурки сигар, оставленные музыкантом. В концертных залах царило столпотворение, вызывая самый настоящий ажиотаж. И в скором времени эту одержимость окрестили «Листоманией».
Краткая биография
Отец Листа, Адам Лист, был чиновником на службе у принца Николаса Эстерхази, чей дворец в Айзенштадте часто посещали многие знаменитые музыканты. Адам Лист был талантливым музыкантом-любителем, игравшим на виолончели в придворных концертах. К тому времени, когда Ференцу исполнилось пять лет, он уже увлёкся игрой на фортепиано, и вскоре отец стал давать ему уроки. Он начал проявлять интерес как к церковной, так и к цыганской музыке. Он превратился в религиозного ребёнка, в частности благодаря влиянию своего отца, который в юности провёл два года в ордене францисканцев.
Ференц пристрастился к написанию музыки в восемь лет. Когда ему было всего девять лет, он впервые выступил в качестве концертного пианиста в Шопроне и Позсони (ныне Братислава, Словакия). Его игра так впечатлила местных венгерских магнатов, что они выделили деньги на оплату его музыкального образования в течение следующих шести лет. Адам получил отпуск со своего поста и отвёз сына в Вену, где он брал уроки игры на фортепиано у Карла Черни, композитора и пианиста, который был учеником Людвига ван Бетховена, и изучал композицию у Антонио Сальери, музыкального руководителя при венском дворе. Он дал несколько концертов в Вене с большим успехом. Легенда о том, что Бетховен присутствовал на одном из концертов Листа и поцеловал вундеркинда в лоб, считается апокрифической, но Ференц определённо встречался с Бетховеном.
Лист переехал со своей семьёй в Париж в 1823 году, по пути давая концерты в Германии. Ему было отказано в приёме в Парижскую консерваторию, потому что он был иностранцем. Вместо этого он учился у Антонина Рейха, теоретика, который был учеником брата Йозефа Гайдна Михаэля, и Фердинандо Паэра, директора Итальянского театра в Париже и композитора лёгких опер. Парижский дебют Листа 7 марта 1824 года был сенсационным.
Вскоре последовали другие концерты, а также поездка в Лондон в июне. В следующем году он снова совершил турне по Англии, играя для Георга IV в Виндзорском замке, а также посетив Манчестер, где впервые была исполнена его новая грандиозная увертюра. Эта пьеса была использована в качестве увертюры к одноактной опере «Дон Санче», которая была исполнена в Парижской опере в октябре 1825 года. В 1826 году он совершил турне по Франции и Швейцарии, а в следующем году снова вернулся в Англию. Будучи нервно истощенным, Лист выразил желание стать священником. Отец повёз его в Булонь принимать морские ванны, чтобы поправить здоровье, именно там Адам умер от брюшного тифа. Ференц вернулся в Париж и послал за своей матерью, чтобы она присоединилась к нему. Она вернулась в австрийскую провинцию Штирия во время его гастролей.
Теперь Ференц занимался преподаванием фортепиано, а в 1828 году влюбился в одну из своих учениц. Когда её отец настоял на разрыве этой привязанности, Лист снова тяжело заболел. Считалось, что он был так близок к смерти, что его некролог появился в парижской газете. После болезни он пережил длительный период депрессии и сомнений по поводу своей карьеры. Больше года он не прикасался к пианино, и только стараниями матери его отговорили от вступления в священство. Он испытывал сильный религиозный пессимизм. В этот период Ференц испытывал активную неприязнь к карьере виртуоза. Он восполнил свой прежний недостаток образования, много читая, и вступил в контакт со многими ведущими творцами того времени, включая Альфонса де Ламартина, Виктора Гюго и Генриха Гейне. После Июльской революции 1830 года, приведшей к отречению французского короля Карла X и коронации Луи-Филиппа, он набросал Революционную симфонию.
Между 1830 и 1832 годами он познакомился с тремя людьми, которым суждено было оказать большое влияние на его творческую жизнь. В конце 1830 года он впервые встретился с Гектором Берлиозом и услышал первое исполнение его фантастической симфонии. От Берлиоза он унаследовал командование романтическим оркестром. Ференц совершил, казалось бы, невозможный подвиг - переписал фантастическую симфонию Берлиоза для фортепиано в 1833 году. Также он помог Берлиозу, переписав другие его произведения и сыграв их на концерте. В марте 1831 года он впервые услышал игру Никколо Паганини. И вновь заинтересовавшись виртуозной техникой, решил перенести некоторые фантастические скрипичные эффекты Паганини на фортепиано, написав фантазию на тему своей «Кампанеллы». В это время он также познакомился с Фредериком Шопеном, чей поэтический стиль музыки оказал глубокое влияние на Листа.
Любовь и творчество
В 1834 году Лист стал зрелым композитором с сольной фортепианной пьесой «Поэтические и религиозные гармонии», основанной на сборнике стихов Альфонса де Ламартина, и набором из трёх видений. Лирический стиль этих произведений резко контрастирует с его юношескими композициями, которые отражали стиль его учителя Черни. В том же году через поэта и драматурга Альфреда де Мюссе он познакомился с писательницей Жорж Санд, а также с Мари де Флавиньи, графиней д'Агуль, с которой у него завязался роман. В 1835 году она оставила мужа и семью, чтобы присоединиться к Ференцу в Швейцарии. Их первая дочь, Бландина, родилась в Женеве 18 декабря. Он и мадам д'Агуль прожили вместе четыре года, переезжая то на швейцарские, то на итальянские земли, хотя Лист периодически приезжал в Париж. Он также выступал в роли учителя в недавно основанной Женевской консерватории и опубликовал серию эссе «О положении художников».
Ференц почтил память о времени, проведённом с мадам д'Агуль, в первых двух книгах сольных фортепианных пьес под общим названием «Annees de pelerinage», которые являются поэтическими воспоминаниями о швейцарских и итальянских сценах. Он создал начальную, более зрелую версию Трансцендентальных этюдов. Эти произведения для сольной клавишной партии, созданные на базе его юношеского этюда «48 упражнений», но здесь преобразованные в произведения ужасающей виртуозности. Он переписал для фортепиано шесть пьес Паганини, пять этюдов и «Кампанелла», а также три симфонии Бетховена, несколько песен Франца Шуберта и другие произведения Берлиоза. Он создал эти транскрипции, чтобы сделать работу этих людей более доступной и таким образом распространить понимание их музыки, которой в то время всё ещё сильно пренебрегали. Ференц также написал ряд фантазий на популярные оперы того времени, удивляя ими публику на своих концертах.
Его вторая дочь Козима родилась в 1837 году, а сын Даниэль - в 1839 году, но к концу того же года его отношения с мадам д'Агуль стали напряжёнными, и она вернулась в Париж вместе с детьми. Затем Лист возобновил свою карьеру виртуоза, чтобы собрать деньги для Мемориального комитета Бетховена в Бонне на завершение строительства памятника Бетховену.
В течение следующих восьми лет Ференц путешествовал по всей Европе, давая концерты в таких далёких странах, как Ирландия, Португалия, Турция и Россия. Он всё ещё проводил лето с мадам и отпрысками на реке Рейн, включительно до 1844 года. Затем они окончательно расстались, и он увёз детей в Париж. В эти годы блеск и успех Ференца как виртуоза достигли своего пика. Повсюду его принимали с большим почтением. На него сыпались подарки и украшения, и у него было множество любовниц, в том числе танцовщица Лола Монтес и Мари Дюплесси. Тем не менее, он всё ещё продолжал сочинять песни, а также фортепианные произведения. Ко всему прочему он написал несколько рапсодий, фортопианных пьес, а также кантату для Бетховенского фестиваля 1845 года, свою первую работу для хора и оркестра, и несколько небольших хоровых произведений.
В феврале 1847 года Лист познакомился в Киеве с принцессой Каролиной Сайн-Витгенштейн, а затем провёл некоторое время в её поместье в Польше. Она быстро убедила его отказаться от карьеры виртуоза и сосредоточиться на композиции. Он дал свой последний концерт в Елисаветграде (Кировоград) в сентябре того же года. Будучи чрезвычайным музыкальным директором Веймарского двора в Германии с 1843 года и проводя там концерты с 1844 года, Ференц решил поселиться там навсегда в 1848 году. Позже к музыканту присоединилась Каролина, которая изо всех сил пыталась добиться развода со своим мужем, но всё было тщетно. Пара вместе жила в Веймаре, и теперь у Ференца было достаточно времени для сочинения, и для дирижирования придворным оркестром в операх и концертах.
Это был период его величайшего творчества: первые двенадцать симфонических поэм, «Симфония Фауста», «Симфония к Божественной комедии Данте», «Соната для фортепиано Си минор», «Концерт для фортепиано No 1 Ми-бемоль мажор» и «Концерт для фортепиано No 2 ля мажор». Третий фортепианный концерт ми-бемоль, написанный в 1839 году, остался неисполненным при его жизни и был обнаружен только в 1988. В веймарский период Ференц сочинил «Totentanz» для фортепиано с оркестром, переработанные версии некоторых этюдов, а также первых двух книг «Annees de pelerinage», хоровых произведений и многих других. Некоторые из этих работ были набросаны в 1840-х годах или раньше, но, несмотря на это, его продуктивность в этот период остаётся невероятной.
Композиторы-авангардисты того времени считали Веймар единственным городом, где можно было услышать современных композиторов, и многие из них приезжали к Ференцу в качестве учеников. Так называемая Новая немецкая школа подняла знамя модернизма, что, естественно, раздражало более академичных музыкантов. Некоторые члены веймарского двора также были расстроены продолжающейся поддержкой Листа композитора Рихарда Вагнера, которому пришлось бежать в 1849 году с помощью Ференца из Германии в Швейцарию из-за его политической активности. Граждане Веймара в стеснённых обстоятельствах также решительно возражали против того, чтобы принцесса открыто жила с Ференцем, и великая герцогиня Веймарская находилась под давлением своего брата, Николая I из России, чтобы запретить принцессе Сайн-Витгенштейн все придворные функции. Кроме того, великий герцог, который первоначально назначил Листа, умер в 1853 году, и его преемник мало интересовался музыкой. Ференц ушёл в отставку пять лет спустя, и, хотя он оставался в Веймаре до 1861 года, его положение там становилось всё более и более трудным.
Его сын Дэниел умер в возрасте двадцати лет. Композитор был весьма опечален случившимся и написал речь для оркестра Les Morts в память о своем утраченном ребёнке. Весной 1860 года Каролина уехала из города в Рим в надежде получить разрешение папы римского на развод, а в сентябре, в смятенном состоянии духа, Ференц составил своё завещание. Он покинул Веймар в августе следующего года и, побывав в Берлине и Париже, где повидался с Мари д'Агуль, прибыл в Рим. Он и принцесса надеялись пожениться в день его пятидесятилетия. Однако в последний момент папа римский отменил своё разрешение на развод принцессы.
Наследие
Лист предстал не только в качестве величайшего фортепианного мастера своего поколения, но и оригинальным автором, ставшим во главе движения романистов. Он смог существенно расширить особенности письма для фортепиано, добавив инструменту не только блеска, но и необычного, как никогда ранее богатого звучания оркестра. Большая часть его творений имеет названия конкретных сцен или особенных, стихотворных идей, а также литературных произведений, творений искусства. Лист расширил гармонический язык своего времени даже в своих ранних произведениях, а его более позднее развитие хроматической гармонии помогло в конечном итоге привести к нарушению тональности и, в конечном счёте, к атональной музыке ХХ века. Ференц также изобрёл симфоническую поэму для оркестра и метод трансформации тем, с помощью которого одна или две темы в разных формах могут послужить основой для целого произведения — принцип, из которого Вагнер вывел свою систему так называемых лейтмотивов в своих операх.
Как пианист Ференц был первым, кому посчастливилось дать полные сольные концерты, и он многое сделал для поощрения исполнения музыки великих композиторов от Баха и Бетховена до Вагнера, Шумана и других, переписывая их произведения для фортепиано и исполняя их собственных концертных выступлениях, когда они были недостаточно оценены.
Он также помогал молодым композиторам, в том числе Эдварду Григу, Миле Балакиреву, Александру Бородину и Клоду Дебюсси, и обучал многих учеников, которые сами стали знаменитыми виртуозами. Помимо своих многочисленных сочинений, Ференц был автором книг о Фредерике Шопене, венгерской цыганской музыке, «Лоэнгрине» и «Тангейзере» Вагнера, «Ноктюрнах» Джона Филда, «Книге Роберта Франца» и Фонде Гете в Веймаре. Его опубликованные эссе и переписка занимают много томов. Противоречивая фигура в своё время, он подвергался нападкам за свои инновации, а его соперники завидовали его блеску и щегольству. Долгое время его считали просто поверхностным композитором блестящих мелочей, но в последние годы его истинный облик стал гораздо отчётливо виден как композитора, который произвёл революцию в музыке своего времени и предвосхитил многочисленные последующие события.
В продолжение темы, читайте также о том, как оперы Вагнера стали гимном немецкого национализма и какое отношение ко всему этому имел легендарный композитор.