![Маленькие дьяволята Ёситомо Нара: в чём секрет по-детски невинных и по-взрослому порочных большеглазых девочек японского художника](https://homsk.com/upload/media/posts/2021-10/26/malenkie-dyavolyata-yositomo-nara-v-chyom-sekret-po-detski-nevinnyh-i-po-vzroslomu-porochnyh-bolsheglazyh-devochek-yaponskogo-hudozhnika_1635231539-b.jpg)
Сложная двойственность искусства Нары, колеблющаяся между детской невинностью и насилием взрослой жизни, отражает всепроникающее беспокойство, которое он испытывал, когда рос в послевоенной Японии, в то время, когда страх и паранойя были широко распространены.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-1-1635231539.jpg)
Однако его творчество также отражает всеобщую тревогу, лежащую в основе состояния человека, особенно в современном раздробленном мире, где внутри каждого из нас скрывается хрупкий и защищающийся внутренний ребёнок. Широкая популярность современного японского искусства Ёситомо сегодня свидетельствует о его эгалитарной природе, которая побуждает нас заглянуть внутрь себя и задуматься о врождённых слабостях, которые делают нас теми, кто мы есть.
Биография
![Биография](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-3-1635231539.jpg)
Ёситомо родился в 1969 году и вырос в сельской общине недалеко от Хиросаки в Японии. Послевоенная Япония, в которой он рос, пыталась оправиться от экономического шока войны. Таким образом, родители Нары принадлежали к поколению, которое упорно трудилось над «оздоровлением» японской экономики. Это означало, что мальчика часто оставляли дома одного, и у него развилась чувствительная, одинокая личность, из-за чего он чувствовал себя более непринуждённо в общении с животными, чем с людьми.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-5-1635231539.jpg)
Ёситомо также погрузился в современную культуру, читая японские комиксы манга, смотря американские мультфильмы, а также слушая рок и панк-музыку. Всё это и многое другое станет неотъемлемой частью его творчества. Ему особенно понравились обложки альбомов punk records, которые стали его первым знакомством с бунтарской природой современного искусства. «Там, где я вырос, не было музеев, - вспоминал он, - поэтому моё знакомство с искусством началось с обложек альбомов».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-7-1635231539.jpg)
Он с юных лет увлекался рисованием и скульптурой. Нара получил степень бакалавра изящных искусств в Университете изящных искусств и музыки префектуры Айти в Нагакуте, а два года спустя получил там степень магистра. В 1988 году он в течение шести лет учился в Академии искусств в Дюссельдорфе. Здесь будущий художник перенял экспрессионистский стиль живописи и влияние немецкого экспрессионизма, а также анархического духа панк-музыки. Время, проведённое в Германии, было омрачено одиночеством, повторявшим изоляцию его детства. Он вспоминал: «Я чувствовал холод и темноту города, совсем как в моём родном городе, и атмосфера там усилила мою склонность к уединению от внешнего мира».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-9-1635231539.jpg)
Этот ощутимый дискомфорт сыграл важную роль в том, чтобы помочь Наре найти свою фирменную эстетику как художника, научить его смотреть внутрь себя и принимать те части себя, которые в противном случае могли бы быть скрыты. «Я нашёл свой стиль только после того, как жил в одиночестве», - объяснил он. Его искусство, возникшее после этого трудного периода, документировало молодых, так сильно похожих на детей, на которых повлияла японская кавайная культура привлекательности, стиль манги с огромными глазами и суперфлатное искусство Такаси Мураками. Но в это японское поп-царство Ёситомо также привнёс угрозы, нотки одиночества, беспокойства и саморефлексии, учитывая изолированную роль индивида в промышленно развитом мире.
Бессонная ночь
![Бессонная ночь](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-11-1635231540.jpg)
На картине Ёситомо «Бессонная ночь» (Кошка), 1999 года, покров тьмы опускается за этим любопытным ребёнком, который, кажется, превращается в вампирское существо ночи. Один в темноте, он или она одновременно невинны и угрожающи, намекая на врождённые сложности, лежащие в основе человеческого характера. Есть что-то тревожное и пугающее в столь невинном образе ребёнка, намекающее на тёмную, порочную сторону детства, которую иногда упускают из виду. Тем не менее, художник также призывает зрителя задуматься о детском духе, таящемся в нас, взрослых, который окрашен как хрупкостью, так и бунтарской злобой.
Нож за спиной
![Нож за спиной](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-13-1635231540.jpg)
«Нож за спиной», 2000 года - одна из самых известных картин Ёситомо. Молодая девушка хмуро смотрит на зрителя, одна рука скрыта от глаз. Название подразумевает, что эта девушка прячет оружие за спиной с какой-то неизвестной целью, которая может быть мстительной или злонамеренной. Добавление этого намёка на насилие в образ молодой девушки вызывает некоторые сложные психологические проблемы, в частности, представление о том, что кто-то, по-видимому, невинный, наивный или бессильный, может иметь скрытые сильные стороны, глубоко внутри. Но Нара также предполагает, что за фасадом милости как у детей, так и у взрослых часто скрываются паранойя и страх, подчёркивая постоянное беспокойство и опасность современной жизни.
Звёздный остров
![Звёздный остров](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-15-1635231540.jpg)
В гравюре «Звёздный остров», 2003 года, художник исследует абстрактный, мультяшный язык, с бестелесными головами различных персонажей, плавающими в звёздном голубом небе. Как и в его ранних современных японских произведениях искусства, кажущаяся простота работы скрывает большую сложность внутри. Персонажи плавают отдельно друг от друга в пустом пространстве, подобно людям, ищущим своё собственное место во всё более изолированном мире. Различные выразительные лица персонажей Нары усиливают это ощущение беспорядка, поскольку каждое существо реагирует на свои обстоятельства с очень индивидуальными реакциями, начиная от цинизма и восторга до глубокого, осмысленного самоанализа.
Глубже, чем лужа
![Глубже, чем лужа](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-17-1635231540.jpg)
«Глубже, чем лужа», 2004 года обладает странно притягательным качеством, когда голова ребёнка появляется из лужи сверкающей воды и осторожно смотрит на мир за её пределами. Нара создал эту картину в сотрудничестве со своим современником Хироси (Хироши) Сугито, как часть большой серии из тридцати пяти картин, вдохновлённых мюзиклом Метро-Голдвин-Майер 1939 года «Волшебник страны Оз». Похожий на Дороти персонаж выглядывает со сцены с тонкими мокрыми косичками. Оба художника привносят в изображение свои собственные фирменные стили – стилизованный мультяшный персонаж Нары сливается с мечтательными призматическими световыми эффектами Сугито. Это сочетание фигуры и обстановки создаёт сценарий, похожий на сон, где девушка парит между реальным и мистическим миром под, а иногда и над поверхностью воды. С одной стороны, эти врата между одним миром и другим отсылают к фантастическому эскапизму в истории «Волшебника страны Оз». Тем не менее, это также имеет более глубокое и универсальное значение, уравновешивая давление, направленное на то, чтобы связать реальный мир с более глубоким желанием раствориться в луже и исчезнуть.
Извините, что не смог нарисовать правый глаз
![Извините, что не смог нарисовать правый глаз](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-19-1635231540.jpg)
Рисунок Ёситомо «Извините, что не смог нарисовать правый глаз», 2005 года, демонстрирует растущую озабоченность художника огромными, отражающими глазами и их потенциалом для выражения сложных человеческих эмоций. Зазубренный крест, закрывающий один глаз этого ребёнка, намекает на насилие, боль и страдания, в то время как другой смотрит на зрителя в глубоком созерцании. Нара увеличивает врождённую уязвимость ребёнка, добавляя это предположение о травме. Но любопытно, что название работы имеет скрытый смысл, в котором художник признаёт свои собственные трудности и неудачи. При этом ребёнок становится символом самого Нары, этой уязвимой невинности, которая не может полностью соответствовать совершенству, и Ёситомо поощряет зрителей видеть и принимать эти качества в себе тоже.
Полуночный сюрприз
![Полуночный сюрприз](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-21-1635231540.jpg)
Картина «Полуночный сюрприз», 2017 года типична для его последней работы, которая обладает более глубоким, созерцательным качеством, чем его более ранние картины, вызванные силой проницательных, эмоционально сложных глаз и атмосферного цвета. Различные резкие жизненные события вызвали это изменение в стиле Нары, особенно Великое землетрясение в Восточной Японии в 2011 году и смерть его отца. В этом произведении современного японского искусства зритель глубоко погружается во внутренний мир этого загадочного персонажа, чьи стеклянные, проницательные глаза встречаются с прямым и непоколебимым взглядом смотрящего. В более ранних работах Нара наделял своих детей взрослыми эмоциями гнева и бунта, но в картинах, подобных этой, детям даются более взрослые качества саморефлексии и осознанности. Хотя молодая особа здесь менее сердита, в её образе всё ещё ощущается любопытная тревога, как будто она из последних сил пытается определить своё место в мире.
Наследие
![Наследие](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-23-1635231540.jpg)
Ёситомо Нара - один из ведущих современных японских художников, и его искусство достигает астрономических цен на международном арт-рынке. Эта широкая известность сделала его героем в современном японском мире искусства, и различные художники демонстрируют влияние его работ.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/26/38047-entry-25-1635231540.jpg)
К ним относятся Марико Мори, которая аналогичным образом объединяет японскую поп-культуру с духовным и трансцендентным качеством, Тихо Аосима, которая объединяет японские традиции укиё-э с мрачно-сатирическими ссылками на современную жизнь, и Ая Такано, которая объединяет привлекательность каваи с эротическими образами взрослых. Стоит также упомянуть американку Инку Эссенхай, которая раскрывает влияние Нары смелыми, плоскими областями цвета, вдохновлёнными японскими мультфильмами, объединёнными со зловещими элементами сюрреалистического повествования.