Влияние религии было настолько велико, что у славян стали появляться различные обряды для каждой житейской проблемы. Период истории Руси до принятия христианства изучен мало — историкам приходится прикладывать колоссальные усилия, для того чтобы разжиться хоть какими-то сведениями. Но именно обряды славян удалось изучить достаточно хорошо из-за огромного их влияния на все сферы жизни, и вот одни из самых интересных.
1 Защита от ведьм
Для древних славян времена года подразделялись только на лето и зиму. Зиму больше боялись и не любили, так как пережить ее в то время было тяжело. Лето же, наоборот, ассоциировалось с счастьем и жизнью, так как летом зрел урожай, а дни были тёплыми и не такими опасными, как холодные зимние. Поэтому праздник Ивана Купала (или летнего солнцестояния) считался одним из самых счастливых и волшебных. Все народные обряды по спусканию венков по воде и гаданию на суженого берут своё начало именно в этот день.
Но по мнению наших предков, существовали не только добрые заговоры. Помимо них, были злобные проклятья ведьм, которые именно в день Ивана Купала могли получить наибольшую силу. А ещё предполагалось, что ведьмы и колдуньи крадут у мужиков с полей урожай. И для того чтобы предотвратить все эти злодеяния, местные рисовали дёгтем кресты и разбрасывали в поле кусты боярышника. Так как всё колдовство велось голышом, то именно колючки под ногами могли помешать проведению ритуала.
2 Обряд богатства
Нечисть, гуляющая в день Ивана Купала, приносит не только беду и горе, но и славу и богатство для смельчаков. Так, нужно накосить травы днём и сложить ее в большую кучу, а ночью — ходить вокруг нее, приговаривая молитву. При этом необходимо чертить вокруг травы круг при помощи огарка лучины, которую первой зажгли в начале осени (середина «зимы»). Так, по мнению славян, черти, которые обязательно поселятся в траве в день Ивана Купала, окажутся в ловушке. По какой-то причине они не смогут покинуть «магический» круг и за то, чтобы их отпустили, исполнят любые требования своего пленителя.
Этот обряд считался крайне опасным, ведь черти — это достаточно могущественные существа, и не каждый мог с ними бороться. Так что только самые смелые отваживались на попытку их изловить.
3 Заклинание от простуды
Наши предки верили в магию слов и чисел. Они предполагали, что при правильном сочетании нужных слов и верном количестве предметов у колдуна (или знахарки) хватит сил, чтобы побороть болезнь. Так, известен обряд от простуды, для проведения которого «целительница» брала в руки одну бритву с чёрной ручкой и чехлом, три веретена, три топора, три метлы и три ножа, а затем читала заговор или заклинание.
Сам обряд сопровождался танцем вокруг больного и прикосновениями к его груди «магическими предметами». Как считали славяне, перед началом всего действа было необходимо высушить множество разнообразных трав и поместить их у кровати больного. Это должно было привлечь внимание сил природы (или богов), чтобы они забрали недуг.
Повсеместность подобных обрядов указывала на то, что славяне правда верили, что те работают. Более того, подобные «заклинания» присутствовали и в других культурах.
4 Обряд вызова дождя
Обряды по призыву дождя считаются одними из самых распространённых среди всех язычников. Дождь для наших предков был просто чудом, так как буквально дарил жизнь посевам. Голод для тех времён был повсеместен — его знали и бедняки, и богачи. Суровые погодные условия и скудные средства обработки полей приводили к тому, что урожая было очень немного, а порой и не было вовсе. Связывали неурожайные годы с гневом самих богов, а дождь, наоборот, считался их милостью, поэтому обрядам по призыву дождя уделяли самое пристальное внимание.
Одним из самых популярных обрядов был «Обход колодца». Славяне верили, что влага земная — реки, озёра, колодцы и так далее — связана с влагой небесной, то есть с дождём. Они, конечно, не догадывались о круговороте воды в природе, но при этом из-за наблюдений за водой в быту, например за её испарением, наши предки предполагали наличие некой мистической связи между землёй и небом. Вода, как и всё вокруг, считалась одухотворённой, а следовательно, её можно было призвать некоторыми действиями с её источником на земле, которым чаще всего выступал колодец.
Так, в первую очередь для «привлечения внимания воды» вокруг колодца ходили с молитвами и песнями шаманы, а в некоторых случаях и сами жители деревни. После привлечения внимания Дождя его пытались задобрить жертвоприношениями. Для этого вокруг колодца размещались кресты, на которых была развешана разнообразная утварь. Также в сам колодец сыпали различные вещи, например зерно, муку, хлеб или даже деньги. Для улучшения эффекта этим обычно занимались молодые девушки, ведь что может заинтересовать сильнее, чем красотки, которые разбрасываются богатством.
5 Защита от града
Дождь — это, конечно, хорошо, так как благодаря ему может вырасти хороший урожай. Но вот если этот дождь превратится в град, он не только не поможет урожаю, но и может его погубить. Поэтому для защиты от подобной напасти люди пользовались оберегами.
С работой в поле и быстрым всходом семян связана была лопата, так как именно при помощи неё совершались все работы в поле, а значит, по мнению язычников, она наполнялась некой силой. И если эту лопату выставить или выбросить в поле, то град обойдёт его стороной (ну или хотя бы не сильно всё испортит).