Наложницы и восточная экзотика от итальянского живописца Франческо Айеца
925
просмотров
Итальянский живописец Франческо Айец (1791-1882) известен как один из ярчайших представителей романтизма, автор многочленных картин по историческим мотивам и политическим аллегориям, но наибольшую популярность художнику принесли картины с изображением наложниц (одалисок) и восточная экзотика.

Но почему же именно смелые сюжеты стали столь излюбленными для художника?
«Руфь». Франческо Айец, 1835. Одна из наиболее известных работ художника по мотивам восточной экзотики. Примечательно, что на картине изображена библейская праведница.

Ни для кого не секрет, что зачастую восточная атрибутика исторических, мифологических и даже религиозных сюжетов являлась лишь удобным поводом для поклонения красоте женского тела.

В европейском искусстве XIX века особой популярностью пользовались картины акцентирующее внимание на женской красоте в экзотическом обрамлении. Как правило, экзотикой считались сюжеты, связанные со столь далеким и загадочным для простого европейца Востоком.

«Большая одалиска». Энгр, 1814 год.

Помимо Франческо Айеца, весьма значительный вклад в популяризацию восточной экзотики сделали такие всемирно известные художники, как Шассерио и Энгр.

Картины Айеца охватывают достаточно большой исторический период и зачастую обращены к сокровенным фантазиям его покровителей.

Учитывая огромный спрос на восточную экзотику, совсем не удивительно, что одной из любимых тем художника являлась именно она. Исторический подтекст, хоть зачастую и весьма символический, позволил Айецу изображать сцены не приемлемые в обществе тех времен.

«Лежащая одалиска». Франческо Айец, 1839 год.

Мастерство художника было столь велико, что он получил известность даже за пределами Италии, но в особенности на австро-немецкой земле. Среди заказчиков его картин был король Вюртемберга Вильгельм I, князь Клеменс Бейльштейн, а так же многие аристократические семьи.

Сложно судить, что больше всего привлекало покупателей смелых картин, но роль изображения наложниц в высоком спросе на произведения вряд ли можно отрицать.

Одалиски Франческо Айеца.

Эффектные героини приковывают внимание с первого же взгляда и дело тут дело даже не в красоте и некоторой необычности самих образов (что и так очевидно), а в намеренном нарушении гармонии, вульгарности и смелом пренебрежении сложившимися за многовековую историю искусства правилами композиции.

Примечательно, что среди прочего Айец занимался и оформлением храмов.

Выбор духовенства в пользу художника более известного по изображениям обнаженных персонажей под историческим предлогом может показаться достаточно странным, но и это было не случайно.

«Медитация». Франческо Айец, 18515 год.

После наполеоновского вторжения в Северную Италию многие церкви и монастыри были разграблены, регион испытывал острый недостаток в религиозных произведениях.

Несмотря на то, что при создании картин по христианским сюжетам Айец явно старался придерживаться классической иконографии, «эмоциональное смятение» автора и невозможность уйти от столь любимой им экзотики заметна даже невооруженным глазом.

«Мария Магдалина». Франческо Айец, 1825 год.

Даже знаменитая «Мария Магдалина» имеет больше чувственности, чем религиозного пыла.

Несмотря на провокационность многих картин, современники крайне высоко оценивали работы художника, так как в подавляющем большинстве случаев для их понимания не требовалось знание религиозных традиций, мифов и литературных произведений.

«Сусанна во время купания». Франческо Айец, 1850 год.

Даже жесты героев не требуют сложных интерпретаций и апеллируют исключительно к современному взору несмотря на то, что с момента создания произведений прошло уже почти два столетия.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится