Осип Мандельштам: слава после смерти
665
просмотров
Поэт, эссеист, переводчик и прозаик – Мандельштам стал ярчайшим представителем акмеизма.

Мандельштам: «И я когда-нибудь прекрасное создам…»

В январе 1891 года в еврейской семье Мандельштамов родился мальчик. Родители дали ему имя Иосиф, но в историю он вошёл как Осип Мандельштам.

Семья жила в Варшаве. Несмотря на еврейское происхождение, Мандельштамов не касалась черта оседлости, потому что отец Осипа Эмиль Вениаминович был купцом первой гильдии. Высокое положение в обществе снимало с главы семейства и всех остальных его родных людей запрет на перемещение на определённые территории Российской империи.

Родители Осипа были образованными и интеллигентными людьми, и эти качества унаследовал от них будущий поэт-акмеист. Мать Мандельштама передала сыну любовь к творчеству: она играла на музыкальных инструментах и читала своему маленькому сыну книги.

Когда Мандельштаму было семь лет, его семья переехала в Санкт-Петербург. В конце 90-ых годов XIX столетия столица Российской империи уже начинала превращаться в город декадентов. Кризис старой культуры, предчувствие политических катастроф и желание литераторов создавать что-то новое — всё это стало почвой для Серебряного века.

Со временем Мандельштам, перенявший от матери любовь к книгам, купил в петербургских книжных лавках сборники со стихами Шарля Бодлера и Поля Верлена. Осип Эмильевич зачитывался трудами философа Владимира Соловьёва, его привлекало течение поэтов-символистов, которое с каждым днём становилось всё популярнее. Кумиром Мандельштама стала главная звезда Серебряного века Александр Блок.

Осип Мандельштам, 1914.

В середине нулевых годов XX века Мандельштам начал писать стихи. На раннем этапе творческого пути поэт активно подражал популярным тогда деятелям Серебряного века, переводил французских лириков конца прошлого столетия.

В тот период жизни Мандельштам успешно окончил Тенишевское училище. Летом 1907 года он хотел стать вольнослушателем в Санкт-Петербургском университете. Начинающего поэта интересовали естественные науки, поэтому он мечтал поступить на физико-математический факультет. Однако революционные группировки, ушедшие в подполье ближе к концу Первой русской революции, заставили Мандельштама забрать документы из этого учебного заведения. Мать Осипа испугалась того, что революционеры втянут её сына в террористическое движение. Желая отгородить Мандельштама от деятельности революционеров, она настояла на его отъезде из России.

Уже осенью того же 1907 года Мандельштам прибыл в Париж. В столице Франции поэт прожил недолго. Через несколько месяцев после приезда в Париж Мандельштам перебрался в Сорбонну. Там Осип Эмильевич ходил на различные лекции. На одной из них, посвящённой французской поэзии, Мандельштам познакомился с поэтом Николаем Гумилёвым.

Автор «Романтических цветов» оказал на Мандельштама огромное влияние. Осип Эмильевич после знакомства с Гумилёвым увлёкся мировой культурой: он стал мыслить более масштабно, расширил свой литературный кругозор. Размышления об искусстве и попытки найти смыслы в различных произведениях превращались в философские эссе или стихи. К примеру, в 1912 году Мандельштам создал одно из своих красивейших стихотворений. Произведение было посвящено Собору Парижской Богоматери:

«Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра, —

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам…».

И Мандельштам начал создавать прекрасное. В 1913 году поэт выпустил свой первый поэтический сборник, получивший название «Камень». В этой книге уже ощущалась самобытность Мандельштама как автора, потому что поэт ушёл от подражания символистам.

К началу 10-ых годов XX столетия символизм уже начал терять былую популярность. Для развития поэзии в России поэты должны были начать экспериментировать с направлениями, что и произошло. Акмеисты и футуристы пришли на смену символистам, и Мандельштам как раз примкнул к первым. Поэт, вернувшись в Петербург, посещал литературные вечера и лекции Вячеслава Иванова. Там, помимо Мандельштама, бывали Гумилёв, его жена Анна Ахматова и начинающий писатель Алексей Толстой. Они и сформировали акмеистический «Цех поэтов».

Так начинала гореть звезда нового стиля, вошедшего в историю как акмеизм. Мандельштаму было суждено стать одной из ключевых фигур этого направления.

Мандельштам: «Мы живём, под собою не чуя страны…»

Уже в середине 10-ых годов Мандельштам стал объектом массового обожания. Он часто выступал на творческих вечерах, заглядывал в любимое для многих поэтов Серебряного века кафе «Бродячая собака». Его литературные статьи и эссе регулярно печатала пресса. Блок, Гумилёв и Ахматова, видевшие выступления юного поэта, пророчили великое будущее Мандельштаму.

Революционные потрясения 1917 года сначала никак не ухудшили положение Осипа Эмильевича. Он устроился на работу в Наркомпрос, печатался в газетах. Концерты и поэтические выступления, на которые приглашался Мандельштам, никуда не исчезли, пусть и стали подчинены идеологии большевиков.

В 1919 году Мандельштам познакомился с Надеждой Хазиной, ставшей его женой в будущем. Вместе с ней поэт объездил множество городов Советской России, несмотря на бушевавшую в стране Гражданскую войну. Во время масштабной эвакуации, устроенной белым генералом Петром Врангелем, у Мандельштама был шанс уплыть из Крыма. Однако Осип Эмильевич отказался покидать родную страну.

В период НЭПа творческие дела Мандельштама пошли в гору. Он активно сочинял новые произведения, перерабатывал и издавал давно хранившиеся наброски. Стихи, пропитанные духом Первой мировой и Гражданской войн, вошли в сборник «Tristia», что в переводе означает «Скорбные элегии». Уже через год Мандельштам выпустил «Вторую книгу», посвящённую жене. Кроме поэтических сборников, Осип Эмильевич писал статьи и публицистические тексты в советские газеты. Также Мандельштам переводил иностранные стихи. Ближе к концу 20-ых годов поэт активно пробовал свои силы в прозе, он создал несколько художественных произведений.

В 1928 году Мандельштам издал свой последний прижизненный лирический сборник, получивший название «Стихотворения». Уход Советского Союза от НЭПа совпал с концом славы Мандельштама. С 1928 года поэт перестал активно выступать на поэтических концертах, а произведения лирик почти всегда теперь писал в стол.

В начале 30-ых годов крупный партийный деятель Николай Бухарин, относившийся к поэзии Мандельштама с большой симпатией, отправил поэта в Армению. Узнавая много нового о традициях местного населения и менталитете людей, Мандельштам создал книгу «Путешествие в Армению». При поддержке всё того же Бухарина произведение попало на страницы советских литературных газет и журналов. Однако критики, настроенные изначально против Мандельштама, холодно встретили «Путешествие в Армению», появлялись разгромные рецензии.

В творчестве Мандельштама советских деятелей не устраивали мотивы декаданса, отголоски поэзии Серебряного века. Осип Эмильевич не хотел становиться инструментом пропаганды, и это не могло не обращать против него сторонников зарождавшегося соцреализма. В то время единственной крупной фигурой в русской литературе, поддерживавшей Мандельштама, был поэт Борис Пастернак.

В 1933 году Мандельштам написал эпиграмму, в которой отразил своё видение политической ситуации в стране. Аполитичный до этого момента поэт стал автором строк, направленных против лидера Советского Союза Иосифа Сталина:

«Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

Только слышно кремлёвского горца —

Душегубца и мужикоборца…».

Это стихотворение Мандельштам открыто читал перед своими друзьями, когда они все вместе собирались в гостях. Пастернак, однажды услышавший на прогулке эти строки, прямо сказал Мандельштаму: «Это не литературный факт, но акт самоубийства». Борис Леонидович попросил поэта-акмеиста больше не читать публично эпиграмму. Но было поздно: кто-то из окружения Мандельштама уже написал донос на автора строк про «кремлёвского горца».

В одну майскую ночь 1934 года за Мандельштамом пришли. Поэта арестовали и вскоре выслали вместе с женой в Пермскую область. Мандельштам пытался покончить с собой, выпрыгнув из окна, но его спасли. После телефонного разговора Пастернака со Сталиным и личного вмешательства в дело Бухарина семье Мандельштамов разрешили самостоятельно выбрать новое место для проживания до окончания ссылки. Мандельштам переехал в Воронеж.

Во время ссылки поэт продолжал писать стихи. Мрачные события из реальной жизни Мандельштама нашли своё отражение в лирике 30-ых годов. «Я должен жить, хотя я дважды умер…», «Лишив меня морей, разбега и разлёта…», «Да, я лежу в земле, губами шевеля…» — это лишь малая часть названий стихотворений, написанных в тот период жизни Мандельштама.

Осип Мандельштам, 1934.

В 1937 году ссылка закончилась, и Мандельштам вышел на свободу. Осип Эмильевич вместе с женой переехал жить в Москву, однако уже через год поэта арестовали «за антисоветскую агитацию».

Лето 1938 года Мандельштам провёл в Бутырской тюрьме, ожидая вынесения приговора. Осенью поэт отправился в лагерь, располагавшийся на Дальнем Востоке. Там он должен был провести пять лет, однако уже в декабре Мандельштам умер в пересыльном лагере от сыпного тифа.

Великая слава, которую пророчили Мандельштаму поэты Серебряного века, пришла к Осипу Эмильевичу уже после его смерти. С середины 80-ых годов книги Мандельштама вновь начали распространяться на территории СССР. Современные филологи считают поэта одной из крупнейших фигур литературы XX столетия.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится