Остров Валаам: «Северный Афон»
223
просмотров
На Валаам, чтобы обрести душевное равновесие, приезжали великие писатели, художники и учёные. Отдохнуть здесь любили даже августейшие особы.

От Валаама до ближайшего берега — больше 20 километров. Климат тут суровый: даже в самые жаркие летние месяцы температура редко поднимается выше 20 градусов, зимой же стоит жуткий холод, с огромного Ладожского озера задувает ветер. Вообще, Валаам — это лишь верхушка, самый большой остров архипелага, который уходит вглубь озера. Вокруг острова, населённого монахами, ещё около 50 островков поменьше.

Современный вид на Валаам.

Добраться до Валаама совсем непросто, жить там — ещё тяжелее. Несмотря на это, первые поселения здесь, согласно преданиям, появились ещё в 10-м веке: источников, которые бы подтверждали это наверняка, не сохранилось, но считается, что на острове уже тогда располагался греческий монастырь. Летописец Нестор в «Повести временных лет» даже утверждал, что первый крест на Валааме воздвиг сам святой Андрей Первозванный. Других письменных свидетельств, которые пролили бы свет на древнюю историю острова, попросту не сохранилось.

Сергий и Герман Валаамские

Когда в точности был основан Валаамский монастырь — тоже неизвестно. Иногда, руководствуясь опять же старинными преданиями, его строительство относят то к 10-му, то к 12-му веку. Достоверно же известно, что к началу 15-го века православный монастырь уже существовал. В древности, ещё до прихода христиан, остров облюбовали язычники: есть даже версия, согласно которой финское название «Валамо» расшифровывается как «Земля Велеса».

Основателями монастыря считаются святые Сергий и Герман. Предположительно, они были греками, попавшими на просторы Руси во время правления княгини Ольги. Среди исследователей также бытует мнение, что Сергий мог быть спутником Андрея Первозванного, поскольку Господь, как считается, традиционно посылал апостолов на служение по двое. Как бы то ни было, мощи Сергия и Германа до сих пор хранятся на Валааме «под спудом», то есть в специальном хранилище.

«Вид Валаама», Иван Шишкин.

С момента появления на Валааме православного монастыря в эти северные земли, чтобы дать обет послушания, начали съезжаться люди из самых дальних городов. Кто именно в те давние времена жил на острове, доподлинно неизвестно, но историки предполагают, что в монастыре уже тогда был игумен и братия. Пострижеником обители стал, как утверждается, и святой Авраамий Ростовский, основавший впоследствии Богоявленский монастырь. В одной из редакций жития Авраамия Ростовского говорится, что он жил на Валааме ещё в 10-м веке. Именно благодаря этому упоминанию большое распространение получило предположение о том, что православные монахи заселили остров и основали свою обитель во время Крещения Руси.

Под натиском шведов

Остров Валаам находился достаточно далеко от любой цивилизации, что должно было, как кажется с первого взгляда, обеспечить местным жителям более-менее безопасное существование. На самом же деле православная обитель не давала покоя шведам: они частенько совершали опустошительные набеги, после которых на острове не оставалось буквально ничего — все постройки в то время, в том числе и сам Троицкий Валаамский монастырь, были деревянными, поэтому нападавшие сжигали всё, что попадалось им на пути. Так, например, в новгородских летописях есть упоминание о том, что мощи основателей монастыря — Сергия и Германа — перевезли в Новгород как раз во время очередного нашествия шведов, которые в середине 12-го века решили ограбить мирную обитель.

«На острове Валааме», Архип Куинджи.

Свидетельств о том, как жила обитель много веков назад, практически не сохранилось, но при этом в мирное время между нападениями на острове появляются известные монахи: среди них преподобный Арсений Коневский, основатель Троицкой обители на другом острове Валаамского архипелага отшельник Александр Свирский, инок Савва Соловецкий, основавший впоследствии на одноимённом острове монашество.

Жизнь на Валааме шла своим чередом, но ровно до тех пор, пока на горизонте не появлялись воинственные шведы. В очередной раз они разрушили монастырь в 1578 году, во время преследования православных карел. Тогда шведы убили более 30 старцев и послушников, которые рьяно защищали православную веру. Спустя ещё несколько лет на Валааме случилась другая беда — эпидемия чумы, выкосившая и так не слишком большое население острова.

Недолгое благополучие

В самом конце 16-го века шведы наконец подписали с русскими мирный договор, и тогда царь Фёдор Иоаннович выделил из казны немалые деньги на то, чтобы восстановить монастырь на Валааме. Это время — период расцвета монашества на Валааме. Влияние его было так сильно, что иноки стали основывать скиты не только на самом острове, но и за его пределами — больше десятка появилось на побережье Ладожского озера, близ города Кексгольм, который сейчас называется Приозёрском. Перебравшиеся на «большую землю» приложили немало сил для того, чтобы обратить людей, населявших Северное Приладожье, в православную веру.

«Святой остров», Николай Рерих.

Недолго длилась на Валааме безмятежная жизнь: в 1611 году шведы вновь нагрянули и разрушили обитель до основания, а также убили настоятеля и братию, не пожелавших покинуть остров. От былой славы монастыря не осталось и следа. Столбовский мир закрепил эти владения за шведами, которые за небольшое время успели даже построить для себя на острове жилье. Больше чем на век Валаам заняли иноверцы, которые, конечно, не собирались чтить православные традиции.

Монархи покровительствуют монахам

 Пока Пётр I оттеснял шведов во время Северной войны, некоторые потомки тех, кто жил когда-то на Валааме, мечтали вернуться в разрушенную обитель. Это произошло прямо во время войны, за шесть лет до того, как в 1721 году был подписан мирный договор. Строительство нового монастыря на землях, которые буквально только что отвоевали, началось, судя по всему, по личному указу Петра I. Начинания императора продолжила Елизавета Петровна, которая, в свою очередь, выделила для обустройства обители крупную сумму. Деньги пошли не только на ремонт и постройку новых зданий, но и на приобретение нужной церковной утвари. Все начинания в середине 18-го века погубил сильный пожар. После него Елизавете Петровне пришлось дать почти в десять раз больше денег, чем в прошлый раз, чтобы восстановить монастырь. 

Древний Валаам.

 В истории Валаама больше всего, пожалуй, выделяются два игумена — Назарий и Дамаскин. Оба они сделали всё для того, чтобы монастырь превратился в известнейшую обитель, большой монастырь, который мечтал увидеть едва ли не каждый православный человек. Так, при Назарии на Валааме появился каменный пятиглавый собор, при нем же возникли первые скиты — отдалённые места, где монахи живут небольшими группами. Дамаскин, прозванный впоследствии «строителем Валаама», возвёл новые каменные кельи и даже гостиницу для тех, кто приезжал на остров помолиться. Таких, кстати, было немало — число их доходило до семи-восьми тысяч в год. Паломники из отдалённых городов приезжали на Валаам преимущественно летом, а вот сами жители Приладожья, иногда не имея даже нормальной обуви и теплой одежды, отправлялись зимой прямо по озеру в надежде получить подаяние и пожить несколько дней вблизи монастыря.

В разных местах острова возникали новые часовни и поклонные кресты: богатые люди со всей Российской империи охотно жертвовали деньги на развитие обители. Братия росла, сам Валаамский монастырь считался при этом одним из самых благоустроенных в стране. На острове появился кирпичный, смоляной и кожевенный завод, скотный двор и хлебный амбар. Спокойная и умиротворённая жизнь обители продолжалась до тех пор, пока в России не произошёл политический переворот.

Незавидная участь

Валаам, центр православия, совершенно неожиданно стал теперь частью Финляндии, которая в 1917 году провозгласила независимость. Всё дело в том, что при царе остров относился именно к Великому княжеству Финляндскому, поэтому его, как и другие территории, пришлось отдать. В это время монастырь, на который финские власти по большому счету не обращали внимания, стал пристанищем для эмигрантов, мечтавших о возрождении той самой «старой России». На территории острова открыли приют для детей из Карелии, службы стали проводить в том числе и на финском языке. Иногда в монастырь приходили — теперь уже не такие многочисленные, как раньше — группы паломников, но не из Советской России, а из Финляндии и Эстонии.

Паломники на Валааме

В преимущественно лютеранской Финляндии Валаам всё равно нашёл своё место, оставаясь важной точкой для всех, кто придерживался православной веры. Советское руководство, развязавшее Зимнюю войну с Финляндией и присоединившее эти земли к СССР, было настроено совершенно по-другому — старцам не оставили никакого выбора. Во время самой войны остров неоднократно бомбили, игумен монастыря даже отмечал в своих записях, что колокола Валаама давно уже не зовут никого на молитву, их звон предвещает лишь очередной налёт аэропланов. Во время военных действий с острова эвакуировали в Финляндию почти всю братию: Валаам опустел, там осталось всего лишь несколько человек, которые должны были следить за хозяйством.

В 1940 году весь Валаамский архипелаг перешёл к Советскому Союзу. Ничуть не медля, военные заняли намоленное место и создали там школу боцманов. Теперь на остров приезжали не паломники, а молодые курсанты. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, монахи в последний раз смогли побывать в своей родной обители. На острове, прямо в монастырских зданиях, открыли Валаамский дом инвалидов, где вплоть до середины 1980-х принимали солдат, пострадавших во время войны.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится