Петроградские ткачихи и Февральская революция: с наступающим 8 марта!
237
просмотров
Какой хозяйкой была Надежда Крупская, и что желал женщинам товарищ Сталин.

100 лет назад на 2-й Коммунистической женской конференции 1921 года было решено, что отныне праздник 8 марта будет отмечаться в России.

Делегаты форума вспомнили, что именно в тот день 1917 года забастовали петроградские ткачихи, и эта акция переросла в столкновения с полицией, что стало предтечей Февральской революции.

Появление этого международного праздника связывали с днем рождения известной революционеркой Розой Люксембург. Она действительно активно боролась за права женщин вместе со своей подругой и родственницей Кларой Цеткин (Роза была замужем за сыном Клары), но к торжеству 8 марта отношения не имеет. Да и появилась на свет эта энергичная дама на три дня раньше - в 1871 году.

Цеткин вроде бы приложила руку к возникновению праздника, выступив 8 марта 1910 года на форуме женщин в Копенгагене. Но есть и другая версия – все началось с марша-протеста нью-йоркских текстильщиц в 1908-м…

Официально женский праздник пришел в Россию в 1921 году, но на самом деле - немного раньше. Тогда он назывался Международный социалистический день работниц, и это событие отмечала большевистская пресса. К примеру, 8 марта 1919 года газета «Известия Смоленского Губернского исполнительного комитета и Совета рабочих и крестьянских депутатов» выступила с обращением «К товарищам работницам!». В нем, в частности, говорилось: «Сегодня товарищи трудящиеся женщины всего мира, всего света собираются вместе, чтобы показать жестокому молоху капитализма свою солидарность с товарищами мужчинами, показать, что женщина рабыня умерла, что на смену ей родилась новая женщина, женщина боец, женщина товарищ, готовая рука об руку с мужчинами идти завоевывать светлое будущее – социализм для всех угнетенных и эксплуатируемых».

…В первые годы Советской власти женщины были мужчинам не подругами, а товарищами, соратниками по борьбе с мировой буржуазией. Взгляд у них был уверенный, походка – решительная, со стуком каблуков и скрипом сапогов. Облачались они в куртки, часто кожаные и юбки из простой материи. На голове – косынка, часто – красная, под нее упрятаны волосы. Никаких помад, пудр и духов! Мужчины мяли в растерянности картузы, робели, не могли понять, кто перед ними - красавица или дурнушка.

Впрочем, какая разница - представлялись женщины коротко, сухо: «Товарищ Петрова, товарищ Иванова…». Заметьте, не Глаша, Маша или Наташа, а товарищ. И крепко пожимали руку.

Никакого флирта, жеманства, томных взглядов. Если позволил себе парень девушку обнять или не приведи бог, поцеловать, мог запросто схлопотать по физиономии, а то и получить повестку на товарищеский суд. Некогда амурами заниматься, надо социализм строить. СССР окружили со всех сторон империалистические хищники, которые спят и видят, как снова закабалить рабочих и крестьян и вернуть проклятое самодержавие.

Женщины вышли на передний край строительства социализма - садились за руль трактора, комбайна, грузовика, вставали за штурвал парохода, к топке паровоза. Трудились на заводах, фабриках, стройках, фермах. Вся страна пела: «Не спи, вставай, кудрявая! / В цехах звеня. / Страна встает со славою / Навстречу дня…»

«Слесарное дело не требует особенно значительного мышечного напряжения, не требует поднятия больших тяжестей, - писал журнал «Работница». - Слесарное дело вполне доступно человеку средней физической силы, оно не заключает в себе каких-либо особенных вредностей. Женщина без всякого вреда для своего организма может заниматься слесарным делом».

И не только им, но и токарным, кузнечным, инженерным и прочими важными занятиями. Однако, чтобы полностью раскрыться, женщинам мешал опостылевший быт. «Умственное развитие задерживается мелочными заботами, горшками, квашнями, погаными ведрами и прочей мерзостью, - возмущалась Надежда Крупская. - Отринув все это, женщины быстро подвинулись бы вперед, почувствовали бы себя совершенно свободными и счастливыми».

Крупская, верно, вспоминала себя молодую, вышедшую замуж за Ильича – домохозяйство она терпеть не могла. Это подтверждали ее современники, в частности, гимназическая подруга Ариадна Тыркова.

Она входила в кадетскую партию, была аккредитована в качестве парламентского корреспондента в Государственной думе. Однако, депутатом стать не могла, ибо женщины такого права не имели.

Так вот, Тыркова в 1904-м году побывала в Женеве и решила «повидать Ленину». Супружеская чета революционеров жила в рабочем квартале, в отдельном домике на окраине города. Гостья пришла к ним, огляделась и - обомлела: «Прислуги нет, разгром и грязь. Во-первых, переезжают и, во-вторых, наверное, всегда грязь. Наде некогда, да и неохота. Потребностей в комфорте, очевидно, никаких. У него, может быть, и есть, у нее, наверное, нет. Все ушло в мысли и в борьбу. Живут, несомненно, хуже западного рабочего и вряд ли многим лучше русского... И все эти усилия, весь идеализм, вся напряженность духа - все это бесследно падает в бездонную жадную яму мелких распрей».

Однако, Ильичу, по словам Тырковой, он - «некрасивый, маленький, лысый с умными внимательными глазами» - разносолы и уют были, что называется, до лампочки. Главное – марксизм, борьба с самодержавием, освобождение пролетариата…

Вернусь к словам Крупской об освобождении женщин от бытового гнета. Да, им хотелось вырваться из плена переполненных, душных квартир с чадящими примусами, шипящими сковородами и кипящими кастрюлями. Хоть ненадолго перевести дух, привести себя в порядок, Чтобы ими восхищались мужчины - холили, лелеяли. И – любили!

Однако, лозунгами того времени были социалистические обязательства, новаторство и сводки рабочего дня. И потому чувства и желания, краснея, уползали в укромные уголки - за закрытые двери, зашторенные окна. Но скрыться от посторонних глаз, остаться наедине мужчине и женщине было сложно, везде были коммуны и коммуналки. Но свадьбы игрались, и дети рождались. Немало, между прочим.

Молодоженам выделяли не комнату, а угол с койкой, а порой даже – спасибо домкому! – со шкафом и тумбочкой. Как жили, уму непостижимо - шум-гам, детские крики, толкотня, родичи – здешние и понаехавшие со всех концов огромной страны…

В 1933 году по случаю 8 марта Сталин выступил со статьей «Женщина в колхозе – большая сила».

«Держать эту силу под спудом, значит допустить преступление, - писал вождь. - Наша обязанность состоит в том, чтобы выдвигать вперед женщин в колхозах и пустить эту силу в дело… Что касается самих колхозниц, то они должны помнить о силе и значении колхозов для женщин, должны помнить, что только в колхозе имеют они возможность стать на равную ногу с мужчиной…»

То есть, женщины должны были так же, как и мужчины вкалывать до седьмого пота. Это и есть истинная свобода. Верно, товарищ Сталин?!

С годами жизнь менялась, а женщина изменялась – уже и волосы озорно вздымала, и подведенными глазами сверкала, и смеялась раскрашенными губами. Волновали, захватывали дух слова: креп-жоржетт, крепдешин, шляпки, туфли-лодочки. Кажется, и ароматом духов повеяло. Каким? Знамо дело, «Красной Москвой». А в Мосторге выбросили сиреневые кофточки и юбочки плиссированные. Ну, просто прелесть!

Мужчины стали объясняться женщинам в любви уже смелее, увереннее, несмотря на нелегкий быт, а потом - страшную войну. Они в окопах страдали, горевали, но - верили: «Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди, / Жди, когда наводят грусть / Желтые дожди…». И смахивали непрошеную слезу: «Синенький, скромный платочек / Падал с опущенных плеч. / Ты говорила, что не забудешь / Ласковых, радостных встреч…».

Женщины, усталые сверх всякой меры, но не сникшие, своих любимых упорно ждали. Трудились – днями и ночами, без выходных, голодные, замерзшие, падая от изнеможения и засыпая прямо у станков. Многие, выплакав горькие слезы, уходили на фронт - служили санитарками, телеграфистками, снайперами, летчицами. И даже - танкистами…

Долгие годы в СССР женский день был обычным рабочим и даже не укороченным. Но народ праздник, как мог, отмечал. К примеру, 8 марта 1952 года писатель Михаил Пришвин записал в дневнике:

«Мелочь, конечно, а все-таки интересно: сегодня, в женский день, в нашем писательском санатории к обеду нашим женам выдали по 100 гр. портвейну, а мужья ели под сухую…»

Так и уж и «под сухую», Михаил Михайлович? Небось, гонца в магазин все-таки послали?

Фото: Члены президиума Верховного Совета СССР после подписания указа о 8 Марта

…По слухам, сделать 8 марта красным днем календаря собирались в бытность Хрущева. Глава государства вроде был согласен, однако, воспротивилась, как ни странно, женщина - министр культуры Екатерина Фурцева. Она заявила, что в СССР представительницы прекрасного пола имеют равные права с мужчинами, а потому негоже их выделять и даже оскорблять (!) таким вниманием.

…День 8 марта стал выходным 55 лет назад, в 1966 году, при Брежневе, за что Леониду Ильичу сквозь толщу лет - несказанная благодарность. И не только от женщин, но и от мужчин, которые тоже отхватили день отдыха. Правда, для них, бедолаг, праздничный день связан с множеством забот: надо прибраться в квартире, накупить продуктов, приготовить угощение для праздничного стола. И – подарки, разумеется

Наиболее предприимчивые и сообразительные представители сильного пола стремятся порадовать своих родных и любимых каким-нибудь сюрпризом. Порой – невероятным. Благо, для этого сейчас есть все возможности, но - при наличии денег. У кого же их немного, надобно употребить смекалку. Автор этих строк это пробовал и порой, представьте, получалось. Случались и неудачи, но о них говорить не буду.

Напоследок автор, как водится, приберег теплые слова, тем более, они всегда уместны в эти весенние дни. Пусть у каждой женщины праздник 8 марта будет свой, особенный, но непременно светлый, напоенный ароматами цветов и духов. Пусть его оглашают звон бокалов, восторженные возгласы и признания в любви. Здоровья и радостей вам, дорогие!

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится