Четверть века этот человек трудился как два научных института - естествознаний и гуманитарный. Объем его ученых наработок поражает воображение. Считая основой своего призвания химическую научную специализацию, он прославился в кругах физиков, астрономов, историков, слыл и талантливым поэтом. Но известна и еще одна сторона личности Ломоносова – антицерковная. При этом всю жизнь ученый оставался глубоко верующим человеком.
Детская вера и переломный момент
Религиозные основы Ломоносову прививались с раннего детства. Его мать происходила из семьи дьякона и просвирницы. Елена Ивановна видела в сыне потенциал для духовного служения, поэтому старательно посвящала его в христианскую веру. Отец мальчика активно участвовал в возведении новой церкви в родной деревне. А пока шло строительство, местные прихожане собирались у них в доме.
Первое образование Ломоносов получал по псалтыри у деревенского дьячка, который и приобщил ребенка к регулярным церковным службам. Академическая биография ученого свидетельствует, что в детском возрасте он уже считался лучшим чтецом в приходской церкви, осмеливаясь даже делать профессиональные замечания официальным служителям прихода. Но после ранней смерти матери и женитьбы отца на новой избраннице мальчик впал в духовный кризис, что сильно отразилось на его взаимоотношениях с церковью. В исповедальной церковной книге отмечалось, что Михаил отказался посещать исповедь с причастием в компании отца и мачехи. Через некоторое время путь будущего светила отечественной науки пролег к раскольничеству.
Ломоносов-старообрядник
Биографы связывали тяготение юного Ломоносова к старообрядникам несколькими причинами. Например, автор монографии о Михаиле Ломоносове Шубинский полагал, что поводом стало неприятие сурового затворнического образа жизни, который он рассмотрел во время пребывания в Соловецкой обители. Но основной версией считается то, что причина кроется в неуёмном стремлении к знаниям, чтению литературы, постижению сути явлений.
Так или иначе, ученый на два года ушел в старообрядческий мир крепкой и очень влиятельной на русском севере общины, возглавляемой братьями Денисовыми. В реалиях первой половины XVIII века их по праву считали людьми грамотными, нестандартными и продвинутыми. Но впоследствии, когда парень встал на путь великого ученого, его перестала устраивать прежняя среда. Точно неизвестно, как долго он поддерживал связь с расколом, но в итоге эта нить разорвалась. А уже в зрелые годы Ломоносов называл староверов «суеверами».
Борьба с церковными ритуалами
Учёные интересы Михаила Васильевича поставили его перед серьезной дилеммой — где граница между религиозными убеждениями в истинности церкви и научными познаниями? Ломоносов начал все чаще сомневаться в непоколебимости христианских догм о мироустройстве и стремился проверять научным опытом всякие явления. Способствовали такой позиции и настроения века Просвещения, давшие старт переосмыслению устоявшихся ценностей.
Пытливый ум исследователя подвергал сомнению вековые церковные предания. Наиболее радикальные мысли ученого касались некоторых христианских обычаев, что он детально изложил в своей работе «О сохранении и размножении российского народа». Он считал, что постриг в монашеский сан молодых мужчин и женщин недопустим с точки зрения развития и размножения здоровой нации. Возражал Ломоносов и против крещения младенцев в зимнее время холодной водой, провоцирующей болезни и даже детские смерти. Вредными называл он изнуряющие посты, за которыми обычно следовало обжорство при разговениях.
Но больше всех досталось от великого ученого священнослужителям. Противником самого института церкви Ломоносов не был. Но его возмущали неприкрытые пороки некоторых представителей православного духовенства. В своих литературных работах он осуждал развратников, пьяниц, ханжей, невежд среди провинциальных священнослужителей. По мнению ученого, духовным учителем мог называться только такой служитель алтаря, который способен вести истинно праведную жизнь по заповедям божьим. В качестве таких примеров для подражания Михаил Васильевич приводил имена протестантских немецких пасторов, с которыми был знаком.
В своих духовных предпочтениях Ломоносов был близок к западным просветителям-деистам XVIII века, бог для которых был принципом жизни природы по ее законам. Настоящий ученый для него был открывателем божьего творения, познающим гармонию божьего замысла, воплощающегося в природе. Такое мировоззрение с точки зрения недружной с наукой православной церкви воспринималось как неверие, поэтому Ломоносов регулярно подвергался давлению церковников, высказывавшим в проповедях нападки на естествознание.
Осуждение Синода и жалобы императрице
Вражда Ломоносова с церковниками отражалась в его поэтических работах. Одной из таких было стихотворение «Гимн бороде», гневно высмеивающая российских «бородачей». Когда «Гимн бороде» стал известен, церковники пришли в ярость. Елизавете Петровне от имени Синода подали детальный доклад о нечестивых стихах с требованиями наказания для Ломоносова. Это могло угрожать ученому серьезными проблемами, потому как подобные выпады жестоко карались в 18 веке. Но Ломоносова спасло, судя по всему, вмешательство высоких покровителей, в частности, Шувалова. Но вокруг этого сочинения разгорелась шумиха.
На ученого памфлетами и пасквилями напали все его недруги, полемика этих литературных дуэлей была агрессивной и грубой. И этот случай был далеко не единственным публичным скандалом между достопочтенным академиком, сторонниками традиционной церкви и Святейшим синодом. Но при этом именно Ломоносов был автором хвалебной надписи на надгробии святого Димитрия Ростовского, заслуженного церковнослужителя. Будучи нетерпимым к несовершенству Синода и призывая к реформированию утопического церковного быта, Ломоносов оставался человеком верующим.