"Портрет Джиневры де Бенчи"
Полотно относится к ранним работам художника. Оно написано где-то между 1474-м и 1478 годами. На этом холсте мастер создал один из первых психологических портретов в истории мирового искусства. Мы видим поэтессу и интеллектуалку из Флоренции, современницу художника, одну из самых знаменитых женщин. И в композиции, и в выражении лица девушки чувствуется печаль. Ее любовником (возможно, платоническим) был венецианский посол Бернардо Бембо. Говорят, даже портрет был заказан им. Но пока картина писалась, возлюбленным волею судеб пришлось расстаться.
Джиневра бледна, она грустно смотрит вдаль своими суженными глазами. Ее портрет контрастирует с мягкими тонами вечернего пейзажа. На картине изображен можжевельник, название которого на итальянском языке созвучно с именем поэтессы. На этом холсте художник демонстрирует зрителям высокий уровень мастерства. С помощью знаменитой техники затушевавания – сфумато – контуры фигуры смягчены. В то же время автор нарушил ренессансную традицию, применявшуюся в то время при написании портретов. Модель повернутая вправо, а не влево, является также источником света.
На обороте этой работы изображена эмблема – ветвь можжевельника, помещенная внутри венка из пальмовых и лавровых веток. «Она украшает добродетель красотой" – украшение добродетели», – говорит латинская надпись на ленте, которая обвивает их.
"Святой Иероним"
Эта работа была создана художником в 1482 году. Она хранится в Ватиканском музее и относится к незавершенным произведениям великого художника эпохи Возрождения. Тем не менее в ней прекрасно видны намерения автора.
На холсте изображен Святой Иероним – известный тем, что перевел Библию на латынь, а также как религиозный мыслитель и аскет. Он жил несколько лет в пустынной местности, где предавался покаянию. Будущий святой изображен с умоляющим взглядом, обращенным к Богу. Одной рукой он оттягивает плащ, а другой держит камень. У него изможденное лицо, а все его мышцы, особенно рук и плеч, напряжены. Он словно весь – воплощенная мольба о прощении. На переднем плане – лев, который, согласно легенде, сопровождал этого святого, так как тот, встретив зверя в пустыне, исцелил его. Этот дикий зверь был привлечен добротой и любовью святого и стал ему служить.
"Мадонна с младенцем и святой Анной"
Эта работа, хранящаяся в Лувре, была выполнена около 1510 года. На ней изображены младенец Христос со Святой Богородицей и Анной, ее матерью. Леонардо да Винчи в течение первых лет 16-го века работал над различными версиями этой истории. Так, например, есть еще картина на эту тему, фигуры которой изображены иначе.
Хотя изображена св. Анна на традиционном для нее месте, то есть позади Пресвятой Богородицы, картина очень реалистична, и все три фигуры как живые. Леонардо да Винчи порывает с обычаем изображать святую Анну пожилой матроной. Он написал ее молодой и привлекательной женщиной. Она едва сдерживает радость при виде ребенка. Агнец в объятиях Христа символизирует будущую роль Спасителя как агнца Божьего во искупление грехов.
"Мадонна с младенцем"
Эта картина находится в Эрмитаже. Она написана художником в начале 90-х годов пятнадцатого века. Ее также называют «Мадонна Литта» по имени одного из людей, которые были первыми владельцами картины Леонардо. Когда мы смотрим на это полотно, то у нас возникает чувство возвышенного спокойствия, созерцания, нам хочется раствориться в молчании.
Этот образ Мадонны воплотил множество противоречий, которые казались несовместимыми. Чувственность и духовность, земное и небесное, телесность и религиозность - все это слилось в одно гармоничное ощущение красоты. Лицо Святой Девы безмятежно, и несмотря на то что она не улыбается, но наклоняет голову так, что мы словно чувствуем ее бесконечную нежность по отношению к ребенку. Мадонна кормит ребенка грудью, держится за грудь матери, едва бросая взгляд на зрителей. Слева от Мадонны изображен щегол. Эта птица в христианской иконографии чаще всего символизировала человеческую душу, стремящуюся к Христу.
"Мадонна Бенуа" ("Мадонна с младенцем")
Есть две картины Леонардо да Винчи, названия которых похожи друг на друга. Первая из них – это описанная выше «Мадонна Литта», и вторая – «Мадонна Бенуа» Эта работа также хранится в Эрмитаже. Художник завершил ее в 1478 году.
Эта картина является знаковой в творчестве художника. Центром композиции является цветок в руках Марии, к которому тянется Иисус. Мадонна одета по флорентийской моде 15 века. Она и ребенок находятся в комнате, освещенной только окном, расположенным в задней части помещения. Но другой, мягкий свет льется сверху. Мастер оживляет холст с помощью техники кьяроскуро. Это возможность с помощью цветовых оттенков придавать двумерным изображениям объемность и моделировать их форму. Цвета на картине – мягкие, слегка приглушенные.
"Мона Лиза"
Эта самая загадочная картина художника находится в Лувре. Она был написана между 1503 и 1505 годами. В записях художника нет ни одного упоминания об этой работе. Это, пожалуй, самое известное полотно Леонардо да Винчи
Кто изображен на картине? По этому поводу ходит много различных версий. Есть даже предположения, что это автопортрет художника или его ученика, портрет его матери или просто коллективный женский образ. Согласно официальной версии, на фотографии изображена жена флорентийского купца - Джоконда. Так написал знаменитый историк живописи Вазари. Но потом оказалось, что всю эту историю он выдумал. На устах женщины застыла знаменитая загадочная улыбка, известная на весь мир. Кажется, что не зритель смотрит на нее, а она смотрит на него понимающим глубоким взглядом.
Картина выполнена в чрезвычайно тонкой технике. Кажется, что портрет живой, а не нарисованный. Мазки настолько тонкие, что ни рентгеновские лучи, ни микроскоп не могут обнаружить следов работы художника, и в состоянии определить количество слоев на картине. «Мона Лиза» чрезвычайно воздушна. Пространство заполнено легкой дымкой, словно испускающей рассеянный свет.
«Благовещение»
Картина находится во Флоренции, в музее Уфицци. Она была написана в 1472 году. Леонардо да Винчи писал ее, работая у Андреа Верроккьо. Живописцу пришлось закончить эту картину, которую начали другие, да еще и исправлять их погрешности. Леонардо да Винчи вначале сделал наброски – плаща Марии, одежд архангела Гавриила. Он создал объемные складки их одеяний. После этого мастер переписал голову Гавриила, но не внес изменений в образ Марии. Все это демонстрирует, насколько сложно было овладеть реалистичной живописью.
«Дама с горностаем»
Эта картина находится в Кракове, в музее Чарторыйских. На полотне изображена любовница герцога Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани. Считается, что в момент написания картины (около 1490 г.) этой девушке было всего 17. Женщина, портрет которой написал гениальный художник, словно воплощает всю сложность эпохи Ренессанса. Она одновременно раскована и стыдлива, статична и будто сейчас двинется. Ее одежда и роскошная, и строгая. Она словно лукавая хищница, подобно горностаю, которого держит на руках. И в то же время это одухотворенная интеллектуалка. Она не может похвастаться целомудрием. Но ее поза и осанка преисполнены достоинства.