Варварские правды: зачатки средневекового права
В V веке германские племена вышли на авансцену истории и, казалось, потеснили Римскую Империю по всем фронтам. Отношения двух миров всегда вызывали массу вопросов и споров, но ко времени заката Западной Римской империи один без другого не мог существовать. Тем не менее, римские традиции сильно повлияли на представления о власти у первых правителей варварских королевств. Романо-германский синтез — вещь бесспорная и очевидная.
Однако, когда мы рассматриваем правовые отношения внутри германского мира, появляется ряд существенно важных вопросов. Элементы римского права, которые до сих пор используют современные юристы, перенималось германцами длительное время.
К концу V — началу VI столетия была осуществлена первая запись германских правовых обычаев. Молодые варварские королевства нуждались в регуляторах общественных механизмов: жизнь племён усложнилась и со временем возникали конфликты внутри племенных союзов.
Хрестоматийный пример — «Салическая правда». Свод правовых обычаев франков, который сформировался в народе ещё с архаических времён, был записан на латинском языке. Документ устанавливает наказания и штрафы за преступления, но не дает описания конкретного случая: всё подведено под норму.
Убийство — иное дело: общего постановления для наказания преступника не существует. Вергельд (компенсация за убийство) варьировалась в зависимости от социального положения убитого. К примеру, свободный франк ценился больше, чем представитель галло-римского населения. Нанесённые увечья также отличались «по цене». Кража имущества также не подчинялась общим формам: украденное домашнее животное оценивалось исходя из возраста, пригодности и обстоятельств кражи.
Средневековое право: алеманнская правда, баварская правда и закон лангобардов
Салическая правда стала настоящим эталоном раннесредневекового права, правовые обычаи из которой довольно часто используют исследователи-медиевисты и начинающие историки. Однако, Европа VI-VIII столетий уже была богата правовыми памятниками: законы лангобардов, баварская и алеманнская правды были записаны на пергамене.
Эдикты лангобардского короля Ротари (636−662 гг.) сохранили довольно причудливые положения.
«Подобно тому, как отцу не разрешается лишать сына без справедливого основания и вины наследства, так же и — сын при жизни отца не может передавать кому-либо или отчуждать каким-либо образом свое имущество, если только он не оставляет законно рожденных сыновей и дочерей или незаконнорожденных сыновей, и желает по праву сохранить для них».
Его потомок, король Лиутпрандт (712−744 гг.) в своих законах уже ощущал более яркое влияние римского права. Отдельное внимание следует уделить пункту о совершеннолетии.
«О возрасте. Сколько лет требуется для достижения совершеннолетия. Мы предусмотрели, что до 18 лет человек не вправе отчуждать свое имущество, если только ему не оставил долги его отец. Удотоверив это у принцепса данной территории, он может дать из своего имущества столько, сколько составлял его долг, с тем, чтобы из-за бремени солидов не возрастал ущерб. И тот, кто является в это время принцепсом, должен во имя божье и ради спасения своей души послать какого-нибудь богобоязненного человека из своего окружения, который разумно предусмотрит, чтобы ребенок не претерпел ущерба из-за неблагоразумия и небрежности. И еще мы постановляем и определяем, что если кто-нибудь до достижения указанных 18 лет заболеет и будет считать, что ему грозит смерть, он может ради спасения своей души благочестиво передать святым местам или госпиталям сколько захочет из своего имущества».
Также интересен статус человека, переходящего в клир: «Если лангобард, у которого имеются жена и сыновья и дочери от нее, впоследствии по божьему внушению стал клириком, то сыновья и дочери, родившиеся до его обращения, должны жить по тому праву, по которому он сам жил, когда их породил. И все свои дела они должны решать по этому праву».
В «Правде Алеманнов» было достаточно нетривиально истолковано правовое положение зависимых земледельцев от церкви:
«Сервы церкви платят законный оброк: пятнадцать сиклейпива, одну свинью стоимостью в третью часть солида, хлебного зерна два модия, пять кур, двадцать яиц».
В «Баварской правде» общество выступает против браков между родными: «Мы запрещаем кровосмесительные браки. Поэтому не разрешается женой иметь тещу, невестку, падчерицу, мачеху, дочь брата, дочь сестры, жену брата, сестру жены. Дети же братьев, дети сестер не могут соединяться ни под каким предлогом».
Баварцы в своём законодательном памятнике защищали и домашнюю скотину:
«Если кто-либо выбьет один глаз у коня, быка или какого-либо четвероногого, принадлежащего другому, то он должен оценить это животное и уплатить, в виде композиции, третью часть стоимости».
Варварские правды раннесредневековой Европы — не только увлекательные юридические памятники эпохи, но и довольно причудливые источники по истории повседневности и быта германских племён, которые сформировали облик европейской цивилизации в эпоху Средних веков.