Биография Павла Корина кажется невероятной. В его творчестве были иконопись и портреты знаменитых людей СССР, метрострой и знакомство с представителями династии Романовых, исторические полотна и мозаика с портретом Ленина… Казалось, будто Павел Корин прожил несколько жизней в одной и удивительным образом оказался успешным советским художником открыто православного вероисповедания. Но – обо всем по порядку.
Он появился на свет в 1892 году, в семье потомственных иконописцев, в Палехе, по сей день славящимся своими мастерами лаковой миниатюры. В 1911 году Корин решил, что называется, «оторваться от корней» - перебрался в Москву, где оказался в ученичестве у художника Михаила Нестерова. Вместе они трудились над созданием фресок в Марфо-Мариинской обители. От Нестерова молодой живописец перенял отношение к искусству как духовному подвигу, возможному в любое время, при любой власти.
В 1916 году он выполнял росписи усыпальницы на территории обители по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны. Знакомство с ней оказало немалое влияние на жизнь художника. И дело даже не в том, что по ее совету он пристально изучал церковные фрески центральной части России. Именно Елизавета Федоровна познакомила Корина с его будущей женой. Прасковья Петрова приехала в обитель из Чувашии, чтобы обучиться ремеслу сестры милосердия, но как-то обмолвилась в присутствии княгини, что мечтает обучиться рисованию. А княгиня нашла ей подходящего учителя – молодого художника Павла Корина… Спустя три года после знакомства он сделал Прасковье предложение, а вот согласия ждал… целых семь лет. Лишь в 1926 году влюбленные смогли обвенчаться в православной церкви на Арбате.
Годом ранее, в 1925, уже после революции и гражданской войны, в стране, раздираемой противоречиями, Корин перенес собственное потрясение, наложившее глубокий отпечаток на все его творчество. Он присутствовал на похоронах патриарха Тихона. Толпы православных христиан со всей страны, люди, чья вера подвергалась теперь осмеянию, а святыни – уничтожению, были невероятно стойки и едины в своем горе… Теперь он уверовал по-настоящему. Именно в то время у художника возник замысел масштабного полотна, которое он планировал назвать «Реквием». На протяжении десятилетия Павел Корин писал портреты деятелей церкви, участвовавших в крестном ходе во время похорон патриарха. В тридцатые годы эти подготовительные работы увидел Максим Горький, друживший с художником. Он предложил назвать работу «Русь уходящая», что позволяло несколько завуалировать «антисоветские» взгляды Корина. Да и сама по себе дружба с «буревестником революции» защищала художника от нападок. Корин написал драматичный, даже театрализованный портрет Горького. После смерти писателя он все не решался завершить свой «Реквием», опасаясь реакции властей.
Зато в эти годы Корин получал немало заказов на портреты. Он пишет художников и ученых, актеров и музыкантов…
Во время Великой отечественной войны для Корина пришло время истинного шедевра. В 1941 году, на параде 7 ноября, он услышал слова Иосифа Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Так он нашел еще одну свою тему, позволявшую и – совершенно искренне – послужить родине, и остаться верным себе.
В 1942 году он начал работу над триптихом «Александр Невский», центральная часть которого известна, пожалуй, каждому жителю России. Монументальная фигура князя, опирающегося на меч, заслоняет собой город с белокаменными церквями, за спиной воина – хоргувь с ликом Спаса. Еще две части – «Старинный сказ» и «Северная баллада» - более поэтичны, хотя все так же прославляют мощь и отвагу русских воинов. В числе образов триптиха – портрет известной северной сказительницы Кривополеновой.
Кисти Павла Корина принадлежит портрет маршала Жукова, созданный уже в 1945 году. Во всех живописных работах Корина ощущается влияние иконописи и палехской миниатюры. Его цвета локальны, линии отличаются жесткостью, формы всегда кристаллизованы, фигуры вытянуты, даже диспропорциональны, они словно нависают над зрителем, словно образы святых на стенах храма.
Тему героев земли русской Корин продолжал и после. Образы великих полководцев стали сюжетами и для восьми масштабных мозаичных панно, украсивших станцию «Комсомольская» Московского метрополитена. Для станции метро «Новослободская» художник выполнил эскизы подвесных витражей со сложным орнаментом, где советские символы объединяются с мотивами средневекового витражного искусства. Образ воинов и русских матерей он воплотил в мозаиках станций «Смоленская» и «Павелецкая».
После войны художник оставался востребованным. Он руководил восстановлением полотен Дрезднеской галереи, пострадавшей во время бомбардировок. Корин получил Ленинскую премию за портреты деятелей искусства СССР, ему было присвоено звание народного художника СССР, он был избран действительным членом Академии художеств...
Удивительно, но и в годы советской власти его жизнь оставалась тесно связанной с православным искусством. Ему довелось заниматься реставрацией церковных фресок, в том числе и работ его учителя – Нестерова. Корин собрал впечатляющую коллекцию икон. В 1966 году Корин начал еще один героический триптих – «Сполохи», оставшийся незавершенным – спустя год, после двух перенесенных инфарктов, художник скончался.
Всю жизнь он мечтал вернуться к своему «Реквиему», но – не довелось. Последними словами художника было «не успел»…