Картины художника так много напоминают нам из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, так много не только о прошлом Индии, но и чем-то постоянном и вечном, что мы не можем не чувствовать большого долга перед Николаем Рерихом, запечатлевшим этот дух в своих изумительных произведениях».
Путь Николая Рериха к гималайским вершинам, высотам духа, начинался на севере России. Будущий художник, философ-мистик, писатель и путешественник родился 27 сентября (9 октября по новому стилю) 1874 года в Петербурге, в семье владельца нотариальной конторы. Его отец, Константин Федорович, мечтал о том, что сын станет юристом, сделает хорошую карьеру. Однако судьба распорядилась иначе. Николай увлекся охотой и полюбил природу. Затем появилось еще одно увлечение — археология. Однажды рисунки юного художника и любителя старины увидел друг семьи Рерихов скульптор Михаил Осипович Микешин. Он сказал Константину Рериху, что Николаю следует заниматься искусством. После этого Николай Константинович стал частым гостем в мастерской Микешина. Неудивительно, что, окончив гимназию, он поступил в Академию художеств, где познакомился со своим наставником не только в живописи, но и по жизни — Архипом Ивановичем Куинджи. Тогда молодой художник написал несколько картин на тему истории Древней Руси. Вот где пригодились познания в археологии! Куинджи поддержал и развил индивидуальность, оригинальный стиль ученика. В 1900 году Рерих продолжил обучение под руководством француза Кормона в Париже.
Вскоре картины Рериха получили известность. Уже в 1901 году его избрали членом комитета и секретарем Общества поощрения художеств. В то же время он усиленно изучал историю родной страны, проводил археологические раскопки, путешествовал. Археология была для него «живой наукой»: извлеченные из земли древности, тексты на старинных грамотах словно «оживали» на его полотнах. Причем художник неустанно работал над собственным стилем, огромное внимание уделял философии, как европейской, русской, так и восточной, в особенности индийской. Он считал, что искусство, красота спасет человечество. Рерих верил:
«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство — для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата „священного источника“. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное! Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем…»
В 1916–1918 годах Рерих жил в Карелии. После революционных потрясений ему было сложно вернуться в Петербург. Но, несмотря ни на что, художник помнил и любил родную сторону: проводя выставки в Швеции, Англии, Америке, он неустанно рассказывал о русской культуре, оказывал материальную помощь голодающим рабочим и крестьянам молодой Страны Советов.
В 1923 году в Нью-Йорке был открыт музей имени Н.К. Рериха, действующий по сей день. Тем временем мастер вместе с семьей отправился в Индию, откуда и началось его многолетнее странствие по Азии.
Экспедиция Рериха проходила в опасных и труднодоступных районах Гималаев, Тибета, Монголии и Алтая. Путешественники терпели лишения. На огромной высоте у людей кружилась голова, от холода руки и ноги будто наливались свинцом, из носа текла кровь. Кроме того, продвижению мешала английская разведка, поскольку Рерихи были выходцами из России, интересовались судьбой народов, попавших под британское владычество или протекторат, и вызывали у англичан подозрение. Но все страхи оказались напрасными: путешественники, вопреки ожиданиям спецслужб, занимались не подрывной деятельностью или шпионажем, а наукой, искусством, общались с монахами, получали от них сокровенные знания.
Начальник экспедиции с философским спокойствием переносил все трудности походной жизни и беспрестанно работал — писал. Рерих не переставал делать зарисовки, что-то записывать даже верхом. Порой на сон ему хватало часа три, а с утра художник был бодр и свеж, полон новых идей и готовности к новым свершениям.
Монгольские и тибетские ламы с глубоким уважением и пониманием отнеслись к духовным устремлениям незнакомого странника, принимали его как своего. Участник экспедиции, Николай Грамматчиков рассказывал о таком эпизоде:
«Старший лама приглашает зайти в юрту; следуют обязательные любезные фразы, и затем разговор мало-помалу переходит на более оживленные темы.
Н.К. не говорит по-монгольски, но все понимает, переводит Ю[рий] Н[николаевич] [Рерих] (сын Н.К Рериха, знаменитый востоковед и художник. — Прим авт). Через некоторое время тихо раздается слово «Чамбали». Святое для монголов слово, берегут они его больше всего, не выдадут и не скажут зря, а тут прозвучало оно в устах ламы, всего через час какой-нибудь после начала разговора.
Вскоре радостно сияют глаза лам. Идут показывать свои святыни. А показав, просят Н.К. возжечь, кроме обычных полагающихся к возжжению светильников, еще большой огонь у святилища. Мало кто, кроме старшего ламы, может возжечь его.
Понял лама своего гостя, потому и попросил зажечь этот светильник.
Светлой рукой зажженный огонь — добрый огонь».
Примечательно, что Николай Константинович, находясь в экзотических для европейца странах и обстоятельствах, всегда вспоминал о России. В своих дневниках он сравнивал памятники, обычаи народов Тибета и Забайкалья, Монголии и Алтая.
Кстати, во время Азиатской экспедиции, художнику посчастливилось побывать на Родине, встретится с друзьями и коллегами в Москве. Советскому правительству он передал дар и послание гималайских махатм, а также подарил несколько своих картин.
В Москве Рерих пробыл недолго: горы звали обратно. Покинув советскую столицу, мастер изучил Алтай, а потом через Улан-Удэ выехал в Монголию. Затем он отправился в Тибет, снова пересек Гималаи и в 1928 году обосновался в прекрасной долине Кулу, возле величественных отрогов горной цепи. Там он создал Гималайский институт научных исследований «Урусвати». Помимо этого, он совместно с учеными разных стран разрабатывал международный документ об охране культурных ценностей, который получил название «Пакт Рериха».
Занятость общественными делами не мешала Рериху творить, писать любимые сюжеты. Его называли мастером гор. Горные вершины на рериховских картинах сияют чистыми, изумительными красками. Некоторые даже сомневаются: а могут ли быть в природе подобные цвета? Могут. Достаточно просто выйти на берег озера или подняться в горы, полюбоваться закатом — и вам откроется все разнообразие палитры. Природа — самый талантливый, величайший художник, а Рерих, наделенный гениальной интуицией, постиг ее тайную суть.