Раджпуты: храбрость, жестокость и самоубийственно строгий кодекс чести
0
845
просмотров
Раждпуты, предками которых были среднеазиатские кочевники, не раз становились щитом Индии во время нашествий мусульманских завоевателей.

«Благородный раджпут, обладавший духом постоянства и несгибаемой отвагой, использовал любую возможность подняться против угнетателя. Своей настойчивостью и доблестью он изматывал целые династии врагов, то подчиняясь судьбе, то сокращая вражеский круг завоеваний».

Полковник британской армии Джеймс Тоуд, первым из европейцев оказавшийся на северо-западе Индии и познакомившийся с тамошними местными жителями и правителями многочисленных королевств, остался под большим впечатлением от воинских и духовных традиций Раджахстана. Этот индийский регион постоянно подвергался нападениям — от арабов до великих моголов. Неудивительно, что именно тут в I тысячелетии н. э. начинает формироваться воинская общность, которую можно сравнить с европейскими рыцарями или японскими самураями — раджпуты.

Скифы — предки индийских рыцарей

Дословно слово «раджпутра» означает «сын царя» или «сын раджи». В средневековой Индии они входили в касту воинов-кшатриев, однако не стоит ставить между «кшатриями» и «раджпутами» знак равенства. Исследователи предполагают, что в Северной Индии, долгое время боровшейся против разного рода захватчиков, очень быстро произошёл переход к условной «феодальной» системе, в которой главную роль в войсках стала играть наследственная аристократия. Более того, «раджпуты» — это ещё и клановая идентичность.

Раджпуты, изображенные португальцами. XVI век

Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению в вопросе происхождения раджпутов. Существует две основные версии. Согласно первой, выдвинутой ещё в XIX веке уже упоминавшимся Тоудом, «рыцари» Северной Индии ведут свою родословную от кочевых племён саков и юэчжи, пришедших на эту территорию после падения Греко-Бактрийского царства и развала империи Маурья. Сейчас эта гипотеза поддерживается большинством европейских исследователей. Вторая, распространённая в среде индийских историков, говорит о раджпутах как об автохтонном арийском населении. По всей видимости, истина лежит где-то посередине. Вполне вероятно, что воинственные кочевые племена, попав в Северную Индию, постепенно ассимилировались, приняли индуизм и влились в касту кшатриев, став ведущей вооружённой силой в регионе.

Кодекс чести: моральный облик раджпутов

«Человек истинно кшатрийского происхождения должен всегда дорожить своей честью, легко гневаться, быть стойким в борьбе, великодушным в победе; ему не полагается любить свое имущество больше всего на свете…». Раждпуты, ассимилировавшиеся среди индуистского населения, переняли эти правила игры и стали настоящими защитниками истинной веры и традиций местных жителей.

Форт Кумбхалгарх — раджпутская твердыня, построенная в XV веке.

В то же время, индийская культура известна своим непримиримо отрицательным отношением к насилию. Древнеиндийские мыслители отводили войне последнее место в политических методах управления государством. Если мирные переговоры, подкуп и сеяние раздора между врагами не помогали — в дело вступали кшатрии. Для того, чтобы избавить индуистских воинов от душевных терзаний из-за причинения зла живым существам, постепенно складывается «дхарма» кшатриев, перенятая раждпутами. Воинам даровалась своеобразная «индульгенция» в тех случаях, когда у государства не оставалась иного выбора кроме войны.

Жизненный путь раджпута — это сакральное служение богам и готовность в любой момент отдать свою жизнь во имя спасения своей души в бесконечном цикле перерождений. Воины подчёркивают сакральный характер своей службы — это проявляется в ярких одеждах и торжественных обрядах. Раджпуты наносили на свои клинки символы, вели аскетический образ жизни во время военных походах. Верность традициям являлась залогом успешности военной кампании.

Современные раджпуты в вооружённых силах Индии.

Подготовка к военной службе начиналась у детей раджпутов с самых ранних лет. Для того чтобы приучить будущих индийских рыцарей к виду крови, брахманы привлекали их к совершению ритуальных жертвоприношений. Чуть позже, в возрасте 11 или 12 лет, когда юный раджпут в силах держать настоящее оружие, он участвует в охоте вместе со взрослыми товарищами. А первая самостоятельная охота на дикого оленя — «аттестат зрелости» для будущего воина.

Воспитание молодых раджпутов не ограничивалось физическими упражнениями. Настоящий индуистский воин должен был знать исторические легенды и предания, историю своего клана. Вообще, раджпутская традиция вести родословную никак не вписывалась в общий для Индии тренд холодного отношения к собственной истории — конечно, ведь в бесконечном круге перерождений его маленькая часть не несёт совершенно никакой ценности. В случае раджпутов, постоянно подвергавшихся опасностям, жизнь воина представляла собой определённую ценность, а память о героях прошлого составляла важную часть в воспитании будущих поколений.

Памятник последнему индуистскому правителю Дели Притхвираджу III.

Поле боя — подготовка ко встрече с врагом

Перед тем, как вступить в бой с противником, раджпут обязан совершить целый ряд ритуальных действий, без которых шанс успешного итога столкновения стремится к нулю. Прежде всего, воин должен обеспечить благоприятное отношение к себе богов. Он приносит жертвы многочисленным покровителям, но самое важное — это дары во славу «кул-деви», покровительницы своего клана.

Не последнее значение в канун сражения имеет и психологическая подготовка. Раджпуты перед битвой занимались психосоматическими упражнениями, достигая сразу двух целей: с одной стороны, они таким образом добивались благосклонности богов, а с другой — приводили свою психику в гармонию и успокаивались, что придавало им хладнокровия в то время, когда речь шла об их жизни или смерти.

Приведя в порядок сознание, раджпут должен был озаботиться и вполне себе мирскими вещами. На бой выходили только в чистой одежде, предварительно растирая по телу сандаловую пасту, что имело также и ритуальной значение. Вот как, например, описывается приготовление воина к отправке в царство Индры — индийской аналогии Вальхаллы: «Герой надевает свои доспехи, и апсары, зная, что скоро появятся герои, украшают себя, натираются небесными ароматами. Он надевает свой шлем, а они надевают свои нежные одежды; он надевает на коня упряжь, они украшают руки и лодыжки браслетами с колокольцами; он надевает на тюрбан железную сеточку, они украшают свои косы цветами и драгоценностями; воин начищает свой меч, они сурьмят глаза; герой острит кинжал — она рисует тику на лбу; он надевает защитные нарукавники из меди, она красит свои ладони хной; он берет в руки «тигриные когти» — они надевают кольца и браслеты; он надевает оберег из травы тулси, они украшают себя жемчужными ожерельями; он примеряется к копью — и они приготовили гирлянды, которые наденут на тех, кого встречают у себя на небе. Он в последний раз проверяет тетиву лука — они уже проверяют силу своего убивающего наповал взгляда. Вот он готов — но и они уже готовы на своих небесных колесницах».

Боевой набор раджпутского воина состоял из довольно привычных атрибутов. Они одинаково хорошо владели мечами, пиками, боевыми копьями, а также луком и стрелами. Чего действительно не хватало индийским рыцарям — войсковой организации. Привыкшие к битвам один на один или небольшими отрядами, они оказались в сложной ситуации, когда на территорию Северной Индии пришли сначала арабы, а затем и Великие Моголы. Последним удалось сломить сопротивление доблестных раджпутов.

Раджпутский воин. Фантазии современного художника.

Исламизация: мусульмане против раджпутов

Сравнение раджпутов со средневековыми европейскими рыцарями неслучайно и ещё под одной причине: большая часть жизни воинов-аристократов проходила в междоусобных войнах. Одни кланы противостояли другим, борясь за доминирующее положение в Северной Индии. Несколько раз эти внутренние разборки прекращались в связи с появлением могучего внешнего врага.

Впервые раджпуты столкнулись с мощным противником извне в VII — VIII вв. Тогда арабские завоеватели достигли бассейна реки Инд и стали продвигаться вглубь индийских территорий. Исламизация региона проходила очень тяжело — во многом благодаря сопротивлению раджпутов. Однако к рубежу тысячелетий мусульмане смогли закрепиться в современном Пакистане на западе Индии и основать султанат Дели на севере. Именно с ними с переменным успехом будут бороться раджпуты почти 500 лет, пока не появится новый могучий противник.

В XVI веке на исторической арене появляется империя Великих Моголов, наследница известного завоевателя Тамерлана, которой было суждено несколько столетий доминировать на индийском субконтиненте. Сначала раджпуты надеялись использовать войска пришельцев для ослабления исламского Делийского султаната, но серьёзно просчитались.

В битве при Панипате в 1526 году правитель Великих Моголов Бабур сломил сопротивление делийского государя, а через некоторое время у местечка Кхауна разбил раджпутского князя Санграма Сингха. Преемник Бабура, Акбар, окончательно подчинил себе мелкие раджпутские княжества, однако последние сохраняли свою автономию и платили сюзерену военной службой.

Бабур пересекает Инд.

Раджпуты недолго оставались зависимыми от иноверцев. Недальновидная политика Аурангезба, попытавшегося завоевать Южную Индию и преследовавшего индуистов в своей империи, отвернула от Великих Моголов местную аристократию. Дождавшись, когда империя окажется в наиболее шатком положении, раджпуты в 1677 году объявили о своей независимости, попутно успев поучаствовать в династической войне на стороне сына Аурангезба — Акбара.

Контрольный выстрел по Великим Моголам нанесли европейцы, а раджпуты согласились стать подданными Британской короны в обмен на автономное положение в первой половине XIX века. С тех пор эти благородные и храбрые воины не раз принимали участие в вооружённых конфликтах на стороне Туманного Альбиона вплоть до объявления независимости Индии в 1947 году.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится