Биография и творчество Тинторетто
Семья Тинторетто (настоящее его имя Якопо Робусти) происходила из Ломбардии. Отец, Джованни, был красителем (тинторе), и сын получил прозвище Тинторетто — «маленький красильщик». Якопо родился и работал в Венеции, которая в то время была кладезью талантов. Выгодное географическое положение (Венеция владела островами Крита, Пелопоннесом и собственным флотом), местная школа живописи, политическая и экономическая стабильность, богатство аристократов, положение города в центре мира — все это сделало Венецию средоточием живописного искусства. Венеция - величайшая империя гениев и символ служения искусства породила плеяду лучших из лучших того времени, среди которых Джованни Беллини, Тинторетто, Тициан, Микеланджело, Веронезе.
Интересен случай из детства: Якопо Робусти, прирожденный художник, начал стены по просьбе своего отца. Тот, заметивший в мальчике зачатки таланта, отвел его в мастерскую Тициана. Тинторетто было на тот момент всего 15 лет. Он готовил свои рисунки и эскизы, однако в очередной десятый день обучения слуга Тициана подошел и любезно попросил его... больше не приходить в школу. Тициан увидел в эскизах Тинторетто настоящего соперника и конкурента в живописи. Вся Венеция кипела горячими спорами: кто же талантливее? Тинторетто или Тициан? Кто же написал очередной шедевр лучше? Дар Тинторетто привлек в негодование не только Тициана, но и многих его коллег—современников. Его действительно недолюбливали за высокую скорость работы и за дипломатическую способность получать заказы.
Есть одна интересная история: Братство св. Роха объявило конкурс на создание росписи потолка в церкви Скуола ди Сан—Рокко. Художники должны были подготовить эскизы с идеями и прийти в один день для отбора кандидатов. Когда наступил этот день, собралась комиссия для оценки представленных эскизов. Все художники по очереди передавали свои эскизы членам жюри. Лишь Тинторетто скромно стоял в уголке. Когда члены комиссии обратили на него внимание, он молча указал на потолок, который уже был великолепно расписан. Это был «Св. Рох во славе».
Тинторетто не попросил и не получил ничего за этот труд. Комиссия была восхищена качеством и скоростью работы (пока другие кандидаты готовили лишь эскизы, Якопо уже расписал потолок). Бескорыстность мастера и его талант привлекли на себя внимание. Его завалили заказами, а через довольно непродолжительное время он приобрел популярность.
Помимо всего прочего есть еще одно качество, за которое его недолюбливали — Тинторетто был бессеребренником (это означает отказ от богатства и денег во имя веры и таланта), способным работать бесплатно. Бывали случаи, когда мастер писал одну работу за оговоренную стоимость, а вторую дарил бесплатно. Его благородное представление об искусстве и его высокие личные амбиции были подтверждены надписью, которую он поместил над своей студией «Рисунок Микеланджело и цвет Тициана». Среди его заказчиков (именитых горожан) были и монархи: король Испании Филипп II и глава Римской империи Рудольф II.
Тинторетто — это мастер вихря, чудес, сильного духа и энергии, стихийности и спиритуализма, самоучка, который благодаря упорству и труду сделал огромный личностный рывок вперед. Тинторетто писал картины уже не в духе Возрождения (он родился на закате эпохи), он творил и писал наперед, был отчасти маньеристом, пробуя и разрабатывая новые техники живописи. При этом, в жизни он был скромным семьянином и отцом 3 детей.
После смерти Тициана в 1476 году Якопо был признан лучшим живописцем Венеции. Сравниться с ним мог лишь его друг — П. Веронезе. После кончины Веронезе (1588) к Якопо перешел заказ на роспись Дворца дожей (подобный заказ - признание заслуг и таланта). Тинторетто создал «Рай», который поразил венецианцев масштабом и реализмом.
«Рай» — грандиозная роспись стен во Дворце дожей
Венцом творчества Тинторетто, последней из его монументальных картин, был «Рай» размером 22x9 метров. Картина была написана для торцовой стены зала Большого Совета Дворца дожей в Венеции, сильно пострадавшего во время пожара 1577 года. Тинторетто принимал участие в оформлении целого ряда помещений Дворца Дожей. Четыре полотна его авторства, выставленные в Зале Преддверия Коллегии, наглядно свидетельствуют о его живописном мастерстве: мифологические сцены очень умело построены в пространстве, почти как на сцене театра.
Очередной заказ должен был выполнять Веронезе, но после его смерти он перешел к Тинторетто. Зал для будущего шедевра представлял собой палату законодательных совещаний и тематика полотна была выбрана неспроста: художник такой мощной и даже несколько устрашающей картиной хотел обеспечить назидательный эффект (чтобы коллегия Совета следовала религиозным гуманным целям в осуществлении законотворчества). Итог продуктивной работы стал настолько масштабным, настолько колоссальным по своей мощи, настолько безрассудным своей смелой концепцией, что бросает вызов всей венецианской аристократии.
Тинторетто говорил , что он молился Богу, чтобы он получил этот заказ в конце своей жизни («Рай» был написан им в возрасте 70 лет), чтобы картина могла стать его вознаграждением после смерти. Вся Венеция приветствовала превосходное достижение Якопо Робусти. По завершении этого произведения оно стало самой большой в мире картиной, написанной маслом.