А так как в старые времена сюжеты брались из легенд, мифов, библейских историй, то одна и та же тема раскрывалась живописцами в разных вариациях и по несколько раз. И сегодня хотелось бы припомнить одну из таких легендарных историй, положенных в основу произведений многих именитых мастеров европейской живописи. Этот душещипательный сюжет не обошел стороной и знаменитого голландца Рембрандта Харменса ван Рейна.
А история, занявшая все мысли художника была о благочестивой римлянке Лукреции, любимой героине художников Ренессанса и барокко, трагически ушедшей из жизни, но попытавшейся уберечь свою честь.
В этой удивительной легенде крепко переплелись эротизм и смерть. И сам собой напрашивается вопрос, почему подобные сюжеты были так популярны в живописи в те далекие эпохи: молодость, красота, секс, обнаженность, насилие и смерть и это все "в одном флаконе"? И чтобы это понять, нужно немного окунуться в историю этой старинной легенды.
Легенда о Лукреции
Эта история, замешанная на кровавой драме, послужила причиной свержения монархии Тарквиниев в 510 году. Главными действующими лицами в ней были представлены: Секст Тарквиний, старший сын царя; добродетельная Лукреция, жена Коллатина, родственника правящей династии, сам Коллатин и его друг Брут.
Как-то во время военных действий царские сыновья пировали вместе с Коллатином под стенами осажденного ими города. И в пьяном угаре, как это часто бывает, зашла речь о женах, их верности и безупречности. Каждый стал, как мог, нахваливать свою. Тогда Коллатин предложил воочию убедиться в справедливости слов каждого, и всем вместе отправиться домой, дабы убедиться, чем в данный момент занимаются их супруги.
Вся компания вскочила на коней и через несколько часов очутилась в Риме. Царских жен они застали пирующими со своими приятельницами. А когда поехали в провинцию, где был дом Коллатина, то все увидели, что Лукреция,( как и подобало добродетельной римской матроне) поздней ночью сидела в окружении служанок и пряла пряжу. Таким образом, спор выиграл Коллатин. Однако знал бы тогда несчастный, какую цену он за это заплатит...
Красота и целомудрие Лукреции разожгли преступную страсть в сердце Секста Тарквиния и он через некоторое время тайно приехал в дом Коллатина. Лукреция радушно приняла царственную особу, угостила обедом и распорядилась приготовить ему ложе на ночь. Но, одержимый страстью Тарквиний явился к ней в спальню и, угрожая кинжалом, изнасиловал женщину. К утру незваный гость покинул ее дом, а Лукреция вызвала к себе мужа и отца. А когда они явились из-под осажденного города вместе с ближайшими друзьями, женщина поведала о случившемся, затем выхватила кинжал, спрятанный в складках одежды, и вонзила его себе в сердце.
Убитые горем мужчины вынесли окровавленное тело Лукреции на площадь и выступили с призывом к гражданам города восстать против Тарквиния. Толпа народа двинулась в Рим, и уже там поднялось восстание, которое царский отпрыск не смог придушить. Он вынужден был подчиниться воле народа и остаток своей жизни доживать вместе с семьей в изгнании. Римляне, таким образом, свергнув монархию, учредили республику, первым консулом которой стал Коллатин, муж погибшей Лукреции. Не все зло остается безнаказанным...Вот такова мораль этой легенды.
Самоубийство Лукреции на картинах Рембрандта
Как было сказано выше, художники могли по несколько раз возвращаться к одной и той же теме, интерпретируя ее по-разному. Так и Рембрандт свою Лукрецию писал дважды. В первой версии, написанной в 1664 году, художник изобразил светскую женщину, которая держит у груди кинжал, только готовясь уйти из жизни.
А вот во второй версии, отличающейся глубоким психологическим моментом, Рембрандт с невероятным лаконизмом изобразил несчастную Лукрецию в последние минуты ее жизни. Живописец не пожелал показать жестокое изнасилование, как многие другие мастера, а изобразил ужас спровоцированного им самоубийства. Он одел свою героиню в белую, свободного кроя тунику, запахнутую до самой шеи и яркий накинутый на плечи плащ. На ней нет никаких украшений, и ничто не отвлекает зрителя от кровавого пятна, которое медленно растекается в складках белоснежного льна. И перед нами предстает уже не просто женщина, а человек, сводящий счеты с жизнью. Особое внимание художник уделил написанию глаз своей героини. Поистине гениально и неописуемо словами. Сколько в них можно прочесть... В самом же выражении лица нет театрального страдания перед лицом смерти, лишь обостренное чувство неизбежного и серьезность принятого решения.
Рембрандт гениально показал зрителю момент свершившегося, которое уже никак не отмотаешь назад. Только один миг и все закончится. А пока Лукреция еще стоит на ногах, одной рукой схватившись за шнур звонка для вызова слуг. Именно он – последнее, что связывает ее с миром живых. Другая же рука в это время вместе с кинжалом медленно опускается вниз. Еще секунду и орудие самоубийства со звоном ударится о каменный пол. Этот момент желанной и принимаемой смерти, предшествующий падению погружает образ женщины в состояние отрешенности и непричастности к будущему. Она поставила точку, еще миг и для нее все закончится. Невероятное ощущение вызывает это произведение у зрителя, который в любую секунду готов буквально зарыдать над загубленной жизнью Лукреции, ее несчастной судьбой, несбывшимися надеждами
«Лукреция» стала последним полотном художника на античную тему. Именно в античности Рембрандт часто искал мораль. И что любопытно, как показало рентгенографическое исследование, изначально острие кинжала было в крови, да и сама туника была более окровавлена. Но, кто стер эти яркие пятна с картины, кому это понадобилось? Исследователями предполагается, что скорее всего это был какой-то реставратор, перед которым поставили задачу привести картину в презентабельный для потенциальных клиентов вид.
Наверное, на фоне общей простоты форм эти два пятна крови были нестерпимо яркими и придающими сверх меры глубокий трагизм изображенному. Художник даже предположить не мог, что потомки когда-то сотрут окровавленные пятна, убрав при этом глубокий смысл этого холста.
Что же касается женского типажа, взятого художником для этой картины за основу, то в нем есть немало чего от Хендрикье, модели, сожительницы и матери его дочери, которая умерла в 1663 году и соответственно не могла позировать, но оставалась для художника дорогим человеком до конца его дней.
Образ Лукреции в творчестве европейских художников
К этому сюжету на протяжении длительного времени обращались и другие великие художники, трактовавшие эту легенду в различных вариантах. В Италии, к примеру, легенда о Лукреции порождала изображения мужчины, насилующего женщину.
У Тициана же насильник, угрожая обнаженной Лукреции кинжалом, опрокидывает ее на кровать. И казалось, отрадным было бы зрелищем, не будь оружия в его руках, бесчестящего любовь.
А вот в Германии Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах, обращались к следствию изнасилования – самоубийству Лукреции. На этот раз кинжал уже в ее руке, и она собирается пронзить им свое сердце. Однако нагота красивой женщины притягивает взоры зрителей, тем самым притупляя чувство трагизма ситуации. Но, как говорится, у каждого мастера свой подход к теме, свое видение происходящего.
И наконец, хотелось бы отметить, что Лукреция Рембрандта, в отличие от множества других полотен, изображена одетой с серьезным лицом, едва сдерживающей слезы. Ведь это вполне естественно, что целомудренная и верная жена, обрекшая себя смерть, облачила свое обесчещенное тело в одежду, наиболее достойные для погребения. Таким образом Рембрандт нарушил вековые традиции живописи, и прикрыл наготу в момент самоубийства женщины.