«Европейский Гоген кончился», — писал художник другу Одилону Редону, приняв решение уехать из Франции на Таити. Гоген прочел о райской жизни на острове в романе и в официальном справочнике Министерства колоний: оазис первобытной культуры, край вечного лета, где можно поселиться в шалаше и питаться дикими плодами. Скопив денег на дорогу, живописец добрался туда через полмира. Он обосновался в деревне в бамбуковой хижине, правда, обставил ее европейской мебелью. Экономить на еде поначалу не вышло: для этого надо было уметь возделывать огород, рыбачить с лодки или карабкаться по горным тропам за дикорастущими плодами. Торговать едой у местных жителей было не принято. Пришлось втридорога закупать в городе консервы из Европы. «Продовольственную проблему» помогла решить сожительница-таитянка, но в письмах друзьям Гоген жаловался на «безвкусную и скверную» туземную пищу.
Слиться с первобытной гармонией не вышло. От языческого искусства и ритуалов мало что оставили христианские миссионеры. Самому Гогену так и не дался местный язык. Раздел его книги «Ноаноа», посвященный мифологии островитян, — это, как выразился шведский этнограф Бенгт Даниельссон, «небрежная компиляция отрывков» из труда дипломата Жана-Антуана Муренхута, служившего консулом на Таити. Но яркие краски тропиков обогатили живопись Гогена. В Океании он создал самые знаменитые полотна, в том числе таитянское «Рождество».
1. Мария. В традиционных сценах Рождества Дева лежит на постели. Но в данном случае композиция полотна — отсылка к «Олимпии», известной картине Эдуара Мане, изображающей куртизанку. Неслучайно в ногах девушки художник написал кошку.
Гогену «Олимпия» очень нравилась, он повесил на стену в доме на Таити ее репродукцию и соврал соседке-островитянке, что это его жена. Дева Мария написана с юной таитянки Пау’уры, сожительницы Гогена.
2. Парео. Подобно мафорию Богородицы в традиционной европейской живописи оно синее (этот цвет — символ ее статуса Царицы Небесной) и со стилизованным изображением звезды, атрибута Девы. Парео, ситцевая набедренная повязка, — традиционная одежда таитян. Однако фабричный ситец на остров завезли европейцы, до них набедренные повязки, тапа, делали из коры.
3. Повитуха. Одна или две женщины, пришедшие помочь Марии, как и ангел, — персонажи апокрифические. Они не упомянуты в канонических Евангелиях, но часто присутствуют в живописи на этот сюжет. Здесь повитуха находится на месте служанки на полотне Мане.
4. Младенец. В год, когда Гоген работал над картиной, Пау’ура ждала ребенка. В декабре родилась девочка, которая прожила всего десять дней.
5. Дом. По канону Рождество случилось в хлеву: по Евангелию от Луки, младенец лежал в кормушке для скота. На картине — интерьер хижины, построенной по заказу Гогена в традиционном таитянском стиле. В доме художник разгородил единственное помещение на спальню и мастерскую, чего островитяне не делали.
6. Кровать. Элемент европейского быта на острове: в таитянском доме спали на полу на циновках.
7. Скот. Вола и осла, которых традиционно изображали рядом с младенцем, художник заменил коровами, списанными, как определил искусствовед Ричард Филд, с картины Октава Тассера «Внутренний вид хлева» (Гоген возил с собой ее фотографию). На Таити до появления европейцев крупного скота не знали, держали только свиней.
8. Название. Гоген подписывал свои картины по-таитянски, хотя так толком и не выучил этот язык. Te tamari no atua означает «дети Божьи»; художник имел в виду одного ребенка, но допустил ошибку.
1848 — родился в Париже в семье журналиста.
1850–1855 — жил с матерью в Перу, затем семья вернулась во Францию.
1865–1871 — работал и служил на флоте.
1873 — женился на датчанке Метте-Софии Гад. В браке родилось пятеро детей.
1883 — бросил работу на бирже, чтобы посвятить себя живописи.
1885 — разошелся с женой.
1891–1893 — первая поездка на остров Таити.
1891 — создал картину «Аве Мария» (Ia orana Maria) — первую таитянскую «Мадонну».
1895 — вернулся из Франции в Океанию.
1897 — написал картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», которую назвал своим духовным завещанием.
1903 — умер на острове Хива-Оа Маркизского архипелага, вероятно, от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Голгофы в Атуоне.