Салическая правда: каким было первое право франков
547
просмотров
Королевство франков. Здесь создали Салическую правду, смесь германских традиций и христианских ценностей. Памятник юриспруденции раннего Средневековья.

Lex Salica: источник по истории королевства франков

Точное время появления первого письменного закона варваров неизвестно. Но обратимся к предисловию: если верить вступительным словам документа, то можно понять, что сами законы сформировались ещё в дохристианские времена. Ко времени крещения легендарного Хлодвига текст закона был пересмотрен и отредактирован. Нам известна редакция Салической правды на вульгате («поросячьей латыни»). Она якобы была выпущена после версии на франкском языке. От «франкского варианта» Правды осталось лишь пару германских терминов. Франки часто вступали в конфликты с соседними племенными союзами и захотели сформировать свой свод законов. Как покажет история, варварские Правды — это типичные раннесредневековые юридические документы, которые регулировали общественные отношения в королевствах лангобардов, алеманов и бургундов.

Хлодвиг в битве

Нельзя сказать, что этот систематический кодекс сродни дигестам Юстиниана: там вы не найдёте регуляторов частного и публичного права, а также трактовки обязанностей каждого члена общества. Это собрание правил, эдакий судебный справочник, в котором можно найти юридические акты и список наказаний с тарификацией штрафных санкций. Франки в V-VI вв. попытались перенести на бумагу свои правовые обычаи. Главная цель создания подобного сборника — замена кровной мести финансовыми лишениями. Но право мести признавалось в случае тяжёлых преступлений (воровство, убийство, разбой, прелюбодеяние, осквернение могил и т. д.). В остальном же — вопросы решались после обращения в местный суд: ответчика вызывали для встречи и дальнейших разбирательств.

Салическая правда. Франкское общество: человек и закон

Законом определяется условия мирового соглашения с пострадавшим — т. е. «композиции». Этот термин означает размер компенсации, которую должен выплатить человек, совершивший противоправный поступок. В Салической правде это понятие известно как faidus. Человек таким образом избегает faida — права мести родственников обиженного. Германское слово, которое позже трансформируется в немецкое Fehde — «вражда», «распря». Преступник не только несёт ответственность перед семьёй пострадавшего, но и перед обществом: его заставляют оплатить штраф государству. Очень многое зависело от положения истца в обществе: у каждого члена общества была своя «цена». Если ему наносили физический урон, судебные органы вели подсчёт потерянного. В случае с воровством оценивали материальный ущерб. Если у убийцы нет денег на выплату штрафа, семья покойника имеет право отнять жизнь у преступника.

Франкский двор короля при Меровингах.

Тем не менее, институт семьи и традиционные устои не дают представителю того или иного рода остаться без защиты или без выкупа штрафа. Родственники должны свидетельствовать в пользу ответчика, если он действительно отдал последний солид за выкуп. Но можно было выйти из-под семейной опеки: «Кто хочет это сделать, идет перед трибуналом, ломает над головой три ивовых прута, бросает их в четыре стороны и объявляет, что отказывается от наследства и всех родовых преимуществ. Отныне, если один из его родных умер или убит, он не имеет права ни на наследство, ни на композицию». О самой судебной процедуре мы вскользь упоминали ранее.

Клятва в верности.

Железным аргументом по Салической правде является устное доказательство. Штраф мог получить как и лжесвидетель, так и человек, который отказался от дачи показаний и утаил детали преступления.

Хотя пастбища и леса были общими, но обитавшая там живность защищалась законом. Нельзя было просто так взять и убить животное, которое привлекало диких зверей. Да и кража дичи считалась очень тяжёлым преступлением. Германцы всегда имели особую страсть к охоте и рыболовству. Салическая правда контролировала и эти сферы хозяйственной жизни франков.

Меровингские воины.

Нельзя забывать, что франкское общество — это всё ещё очень воинственный социум. Тяжёлое оскорбление врага — это назвать «волком» или «лисицей», а также обвинить во лжи или в бегстве с поля битвы. Нападения шаек бандитов у дороги, грабежи или драки на больших пирах так или иначе приводили к убийствам. Этому преступлению в Салической правде отводится особое внимание: от личности покойника и обстоятельств его смерти зависел размер штрафных выплат. Отравление зельем человека — 200 солидов. Грабёж покойника до погребения — 63 солида. Столько же платили за покушение на убийство. 30 солидов отдавали за удар, приведший к переломам костей или трещинам. Отрубленная конечность стоила 100 солидов, в 50 солидов оценивали потерю большого пальца на руке и ноге.

Золотой солид

Прекрасный пол тоже был вполне надёжно защищён «Салической правдой». Уличить даму в порочных связях без доказательств — серьёзное преступление, которое оценивалось как оскорбление мужчины в пятнадцатикратном размере. Похищение замужней барышни было равносильно смерти свободного человека. Агрессивное сжимание плеча или руки женщины каралось штрафом от 15 до 35 солидов. Убийство беременной стоило преступнику в 4 раза дороже чем обычная смерть свободного мужчины. Смерть ребёнка каралось в трёхкратном размере.

Этот юридический памятник раннего Средневековья прекрасно иллюстрирует типичное законодательство государства варваров. Но тем не менее, до XIII века его использовали жители правого берега Рейна, учреждения Высокого Средневековья и судебные обычаи сохраняют в себе следы варварских правовых постулатов, а французские монархи будут долгое время ссылаться на Салическую правду, решая важные династические вопросы.

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится