Лабиринт на Крите
Многие были на развалинах Кносского дворца на Крите. Или по крайней мере читали, что это и есть тот самый страшный Лабиринт, где Тесей убил Минотавра. И тут появляются «но».
Во-первых, есть сильные сомнения, что сэр Артур Эванс, который занимался раскопками развалин этого дворца в начале XX века, провёл правильную реконструкцию. Восстановленная часть, вошедшая во многие книги и учебники, — это то, как дворец представлял сэр Эванс. И его представления могли оказаться далеки от того, каким дворец был в Минойскую либо Крито-Микенскую эпохи.
Во-вторых, с не меньшим основанием на звание Лабиринта претендует ещё один объект на Крите — огромный пещерный комплекс недалеко от Ираклиона. Но он закрыт для туристов, поскольку во времена Второй мировой войны там складировали немецкие снаряды. Их не вывезли оттуда вовремя, а сейчас они проржавели и стали крайне небезопасными.
Купальни без Клеопатры
Ещё одна известная туристическая достопримечательность — «Купальни Клеопатры» в Памуккале, в Турции. Женщины приходят в восторг от этого имени и, купаясь в «волшебной воде», трепещут от прикосновения к египетской царице…
Клеопатра там никогда не бывала. На дно бассейна в XX веке набросали фрагменты античных колонн. Получилось очень атмосферно. Фонтаны минеральной воды, которые в соседних отелях бьют из-под земли, ночью выключают — в целях экономии электроэнергии.
Ад и Израиль
Иногда гиды, проводя экскурсию по Иерусалиму, показывают камень, к которому прикоснулся Иисус во время своего последнего пути. Увы.
Во-первых, точно неизвестно, по какому пути Иисус шёл на Голгофу (специалисты по Библии тут расходятся во мнениях).
Во-вторых, за две тысячи лет в Иерусалиме вырос большой культурный слой. Дорога того времени лежит на 10-12 метров ниже уровня современной. К тому камню Иисус прикоснуться в принципе не мог.
С Иерусалимом вообще не всё ясно. В 1967 году там шли бои с применением артиллерии, и Старый город был сильно разрушен. В 80-е годы его восстановили по фотографиям. А вот насколько точно — это вопрос.
Люди, посещающие Израиль, обращают внимание, как там появляются новоделы, которые со временем выдаются и воспринимаются как исторические объекты. Но не только там.
Мода и православные храмы
Целый ряд храмов мы привыкли видеть и воспринимать не в первоначальном облике. То есть сооружения это настоящие, исторические, но выглядели изначально совсем не так. Скажем, купола, которые венчают Софийский собор в Киеве, возвели в XVII–XVIII веках. Тогда же, во время масштабной перестройки собора, увеличили их количество — с 13 до 19.
Знаменитую церковь Покрова на Нерли построили в XII веке, но ныне существующий луковичный купол относится к XVII веку.
У храмов, созданных на Руси в XI–XII веках, были иные — шлемовидные купола.
Построенный в Москве в середине XVI века собор Покрова на Рву тоже приобрёл привычный нам вид не сразу — лишь в конце XVII века. Со временем к нему пристроили крыльца, а также отапливаемую церковь Василия Блаженного — именно там проводились службы в холодное время года. Эта церковь работала круглый год круглосуточно, и пускали туда всех — она и дала «народное» название всему собору, который до сих пор в просторечии известен именно как собор Василия Блаженного.
Но главное — первоначально храм не был полихромным, что в дальнейшем стало его визитной карточкой.
Гаргульи собора Парижской богоматери
В мультфильме «Горбун из Нотр-Дама», снятом по мотивам книги Виктора Гюго, знаменитые каменные гаргульи на крыше собора оживают и летают. Красиво… Но сидели ли там гаргульи в XV веке, когда происходит действие романа?
Когда Виктор Гюго писал своё произведение, собор переживал не лучшие времена. Книга возбудила интерес к храму — его отреставрировали и привели в порядок. Именно тогда, в XIX веке, на крыше собора и появились знаменитые гаргульи и химеры. Это была идея знаменитого французского архитектора и реставратора Виолле-ле-Дюка.
В Средние века никаких чудовищ на крыше соборе не было.
Крепости и замки
Мы привыкли видеть Московский Кремль красным, кирпичным. Но в конце XVII века его побелили — именно таким его видел Пётр I. Тогда же, в XVII веке, возвели декоративные надстройки на башнях — первоначально, когда Кремль был крепостью, этих шатров не существовало.
В XVIII веке южную стену Кремля, прилегающую к реке, разобрали. Однако план строительства нового дворцового комплекса отменили — и стену восстановили.
Тем не менее, Кремль — это исторический объект. В целом он сохраняет облик XVII века, за рядом небольших исключений. Никольскую башню, сильно пострадавшую от взрыва в 1812 году, позже перестроили в готическом стиле. А двуглавых орлов на башнях в 1930-х заменили красными звёздами.
«Старинные замки» в Испании, где смотрят рыцарские турниры и шоу фламенко, построили в конце XX века, согласно специальной программе развития туризма. Ведь настоящие замки, как правило, очень небольшие, и никакие ристалища устраивать там было невозможно.
Многие же настоящие знаменитые крепости и сейчас являются развалинами. Лежит в руинах известный по «Проклятым королям» замок Шато-Гайар во Франции. Так и не восстановили разрушенную в годы Великой Отечественной войны Шлиссельбургскую крепость. В Белоруссии забросили огромную крепость в Бобруйске…
Тяжёлый выбор
Впрочем, историки при восстановлении крепостей и храмов становятся перед сложным выбором. Ведь эти архитектурные комплексы развивались и изменялись в течение многих веков. Нужно либо зафиксировать состояние храма в эпоху, облик которой собираешься максимально точно восстановить — как, например, Парфенон в Афинах, — либо сохранить комплекс, отражающий различные эпохи — как римский Капитолий.
Кроме того, есть вопрос — а как восстанавливать? Можно строить прочные железобетонные каркасы и снаружи их покрывать облицовкой «под старину». Или же применять оригинальные технологии — как китайцы сейчас строят, то есть восстанавливают, Великую Китайскую стену, взяв за основу её конструкцию во время династии Мин (1368–1644 годы).
Брестскую крепость построили в XIX веке, снеся для этого старый Брест. И сейчас в Белоруссии появились проекты сноса крепости — памятника подвигу советского народа — ради воссоздания старого города.
Не обманывайтесь излишне красивыми замками, крепостями и прочими «историческими» диковинками. Наше время настолько любит развлечения, что создаёт обманы и фейки на каждом шагу. Впрочем, от этого — увы — уже никуда не деться.