Тайна исчезнувшего алтаря Рогира ван дер Вейдена
550
просмотров
Одной из самых известных работ выдающегося мастера ранненидерландской живописи Рогира ван дер Вейдена считается большой дубовый алтарь «Мадонна с младенцем и святыми», созданный в середине XV века.

К сожалению, сам алтарь по неизвестным причинам исчез уже к XVII веку. А от оригинальной работы до наших дней дошли лишь три фрагмента и небольшой набросок не раскрывающий всех деталей шедевра.

Однако, сопоставив сохранившиеся фрагменты можно получить некоторое представление об утраченном произведении.

Сохранившиеся фрагменты алтаря.

Принято считать, что оригинальный алтарь был разбит на части.

Возможно, из-за повреждений, хотя ряд фрагментов по-прежнему находится в хорошем состоянии.

Сохранившийся набросок получивший название «Стокгольмский рисунок» хоть и дает общее представление о первоначальной работе, но является весьма схематичным и не содержит многих элементов.

«Стокгольмский рисунок»

Коленопреклоненная фигура справа - это, вероятно, Святой Иоанн евангелист, красные одежды которого различимы на сохранившемся фрагменте с Магдалиной.

Изображение же самой Магдалины, рисунок не содержит, но другие действующие лица вполне угадываемы при сопоставлении.

Примечательно, что в Лиссабоне сохранилось еще два фрагмента алтаря.

Неизвестно где они находились на протяжении долгих веков, но первое упоминание встречается лишь в 1907 году, когда их впервые обозначают в коллекции Лео Белоуса.

На первом фрагменте изображен бюст женщины, одетой в богатый, даже королевский наряд. Как правило считается, что это фигура святой Екатерины Александрийской.

По всей видимости, на самом алтаре она была изображена стоящей на коленях, на что указывает расположение ее одежды и положение реки на фоне.

Фрагмент со святой Екатериной

Историки Мартин Дэвис и Джон Уорд выдвинули предположение, что фигура Екатерины, хоть и является частью алтаря Вейдена, не была создана самим мастером так как изображена в несколько другой технике и даже сама деревянная основа произведения резко отличается от остальных фрагментов.

Подлинность другого сохранившегося фрагмента под названием «Глава Святого Иосифа» не вызывает сомнений так как он вполне совместим с фрагментом изображающим Магдалину.

Совмещение фрагментов.

Однако долгое время сам фрагмент с Марией Магдалиной, являющийся наиболее известным, считался совершенно отдельным произведением так как на протяжении долгих веков, вплоть до реставрации 1930х годов, его фон был закрашен темной краской.

Фрагмент с Марией Магдалиной до (фотография 1930х годов) и после очистки.

Несмотря на многочисленные исследования, причины столь неоднозначной перекраски фрагмента с Магдалиной, как и события приведшие к исчезновению остальных фрагментов алтаря так и остаются загадкой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится