Многие немало удивятся, открыв для себя эту волшебницу сюра, творившую в средине прошлого века, которая училась живописи вместе с Сальвадором Дали, работала совместно с Марком Шагалом; была дружна со многими знаменитыми художниками мира, в том числе с Фридой Кало и Диего Риверой. А еще ее крепко связывала дружба с английской сюрреалисткой Леонорой Каррингтон. Одним словом - поистине легендарная личность Ремедиос Варо, на все сто заслуживает вашего внимания.
В своих творениях эта художница виртуозно переплетала мир своих сновидений и «память предков», заложенную в интеллекте, женское любопытство, интуицию, линейную логику, а также основы разных наук, в том числе и мистических, а также механику и архитектуру. Глубокие познания в сфере оккультизма, философское размышление, высокий полет фантазии и способность трансформировать свои сновидения на картинную плоскость посредством красок - вот отличительные черты творчества этой удивительной художницы. Стиль картин которой, искусствоведы определяют как наивный реализм с вкраплениями духа мистики, философского подтекста, элементов сюрреализма и неуемной фантазии художницы.
Впервые увидев картины испанки Ремедиос Варо, так и хочется воскликнуть: "Боже, какое чудо! Как же восхитительно, сказочно и незабываемо!". Именно сюрреализм стал для Ремедиос Варо посредником между законами Вселенной, научными принципами, логикой и фантазией. Она, была очень восприимчива к природной среде и всему тому, что окружает человека. Художница искренне считала, что между ним, то есть человеком и растительным, животным и механическим миром существует сильная нерушимая связь. Поэтому мы в ее работах видим такое разнообразие деталей, имеющих определенную символику, значение и тайный смысл.
Полотна Ремедиос Варо насквозь пропитаны поэзией, эзотерикой, магией, мистикой, алхимией, философией. А образы ее главных героев несут в себе смысловую занятость и увлеченность каким-либо делом. И чаще всего творческим, серьезным, бесконечно важным и осмысленным. И что весьма любопытно, многие герои полотен сюрреалистки имеют сходство с обликом самой Ремедиос. Такое же сердцевидное лицо, миндалевидные глаза, длинный острый нос и пышные волосы - очень уж похожи на ее черты лица. Таким образом, художница своим визуальным присутствием подчеркивала причастность ко всему происходящему на картинной плоскости.
Однако, чтобы глубже понять удивительное творчество этой уникальной художницы нужно немного заглянуть в ее биографию, не менее удивительную и впечатляющую, перелистывая страницы которой, диву даешься, настолько многогранно и разносторонне развита была эта женщина.
По страницам биографии сюрреалистки
Ремедиос Варо (Remedios Varo) родилась в Испании в 1908 году. Полное имя художницы по метрике - Мария де лос Ремедиос Алисия Родрига Варо и Уранга. Детство Ремедиос было буквально насыщено впечатлениями, сформировавшими ее мировоззрение на всю жизнь. По долгу службы ее отец обязан был постоянно переезжать из города в город, из страны в страну, а иногда из континента на континент, следуя к местонахождению нового строительного объекта. А вместе с ним кочевала и его семья.
Дон Родриго, инженер гидравлических установок, при длительных переездах развлекал маленькую дочку, давая ей перерисовывать свои чертежи, попутно объясняя ребенку назначение тех или иных механизмов. Пытливый ум Ремедиос впитывал знания как губка. И со временем графические линии становились все более точными и уверенными. Таким образом, девочка приобщилась к рисованию.
А когда на некоторое время семья осела в Мадриде, Дон Родриго, имея либеральные взгляды на жизнь, отдал дочь в одну из «свободных школ». Однако маленькая Варо не долго тешилась свободой, по настоянию ее матери-католички, девочку перевели в закрытую школу при монастыре, что было вполне в духе того времени.
И стоит ли говорить о том, как свободолюбивый ребенок, наделенный от природы богатой фантазией и незаурядным умом, и получивший от отца элементарные технические знания, чувствовал себя в скучных классах монастыря. Но именно там у Ремедиос очень ярко проявился талант художницы, и именно там она нашла свой путь к личной свободе через искусство.
И, спустя годы, морально поддерживаемая отцом, в 16-летнем возрасте Ремедиос Варо выдержала сложные экзамены и стала студенткой знаменитой мадридской Королевской академии изящных искусств. Это было большим достижением. В те времена девушек-художниц принимали не в каждое учебное заведение. И нужно отметить, что одновременно с ней в Академии учился сам Сальвадор Дали, он практически был ее однокурсником. И они оба тяготились традиционным рисунком, и оба в свободное от профессорского надзора время находили отдушину в своем фантазийном мире.
Помимо уроков живописи и рисования в вузе читали лекции прославленные ученые Альберт Эйнштейн и Мария Кюри, писатель-фантаст Герберт Уэллс, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. А на студенческих посиделках за стенами Академии обсуждались теории Зигмунда Фрейда и работы основоположника сюрреализма Андре Бретона.
Именно здесь, в Королевской Академии, она получила основы классической живописи. А все лекции и студенческие обсуждения напитали глубоким содержанием воображение бывшей ученицы монастырской школы, которые впоследствии помогли звезде сюрреализма найти свой путь в творчестве. И, спустя годы, интересы молодой художницы к научным открытиям распространились на космологию, теорию эволюции, астрономию, генетику и мистику и нашли отражение в сюжетах и названиях ее картин.
Весьма бурной была и личная жизнь Варо, насыщенная любовью, браками, влюбленностями, страстями и расставаниями, а также бесконечными переездами и знакомствами с многочисленными художниками и писателями, объединенными сюрреализмом.
Некоторое время художнице довелось жить и работать в Париже - мекке искусства. Это время во многом сформировало ее мировоззрение, стиль и манеру. Именно там состоялась ее первая выставка, и там она была арестована за политические убеждения, но вскоре отпущена. А после вторжения нацистов в Париж в 1940 году, Варо снова ненадолго оказалась в Испании, однако в свете происходящих событий того военного мятежного времени, была вынуждена покинуть страну и найти убежище в Мексике как делали многие другие европейские художники сюра в те годы. Ибо сюрреализм признавался в идеологии Третьего рейха дегенеративным искусством и подлежал уничтожению. И соответственно художников-сюрреалистов ждала неминуемая расправа.
В Мексике Варо зарабатывала на жизнь как коммерческий художник, восстанавливала керамику, совместно с Марком Шагалом создала дизайн костюмов для постановки балета «Алеко». По заказу фармацевтической компании Bayer создала ряд картин, разрабатывала дизайны для Clar Decor. Именно в те годы Варо близко сдружилась с художницей Леонорой Каррингтон и познакомилась с Фридой Кало и Диего Риверой.
Мексика стала для художницы тем местом, где она смогла плодотворно работать, воплощая все свои фантазии, не оглядываясь ни на кого и не боясь за свою жизнь. Тогда-то и появились лучшие картины Варо. И уже в 1955 году Ремедиос провела первую персональную выставку в Мехико, причем весьма успешно: Мексика была очарована работами загадочной иностранки. На ее выставки выстраивались очереди, от покупателей не было отбоя. Вторая выставка художницы прошла в 1958 году в Saln de la Arte de Mujer с еще большим успехом.
В иммиграции Варо нашла собственный фирменный стиль, её работы приобрели некое духовное измерение, наполнившись фантастическими грёзами и магическим звучанием. Она целиком подчинилась влиянию мистических традиций, она изучала труды философов, её интересовала средневековая алхимия и все то что было связано с магией и мистикой. Все свои познания в этих отраслях сюрреалистка смогла весьма эффектно перенести в свое творчество.
И если работы раннего периода художницы могли бы стать чудесными иллюстрациями к детским сказкам, то выполненные в зрелом возрасте - превосходно могли бы проиллюстрировать взрослые, умные книги по философии, эзотерике, религии, психологии, а еще учебники для инженеров, фантастическую литературу и различные научные теории. Настолько глубок и содержателен смысл каждого ее произведения.
В 1963 году Ремедиос Варо умерла от сердечного приступа в возрасте 54 лет. Как писал Андре Бретон, она была «волшебницей, которая ушла слишком рано».
И хотя многие считают, что эта удивительная сюрреалистка незаслуженно обделена славой и вниманием, на современных аукционах торгах картины Варо достигают отметок в 3,5 млн долларов и пользуются немалым спросом.