Что объединяло Ивана Грозного и скоморохов, и за что последних подвергли гонениям на Руси?
0
853
просмотров
Скоморохи веселили Русь с дохристианских времен. Одни исследователи считают их завуалированными жрецами языческого Велеса, другие приписывают им чисто культурную роль прародителей русского театра, а третьи проводят параллели между скоморошьими ватагами и первой агентурной сетью. Скоморохи имели большой вес в русском обществе, являясь дерзкой оппозицией церкви и государственной власти, что подтверждалось вековыми гонениями и притеснениями бродячих артистов.

Скоморохи – проводники общественного мнения

Скоморохи были известны на Руси еще в XI веке как любимцы народных праздников, свадеб и ярмарок. Это были бродячие артисты, промышлявшие плясками, песнями, прибаутками и фокусами. Есть мнения, что русское скоморошество произошло от древнеславянских языческих обрядов.

Весёлые скоморохи.

Бродили скоморохи, как правило, ватагами по нескольку десятков человек. Странствуя, они посредством разножанрового народного творчества распространяли любопытные сказания о текущих событиях, политических идеях и стремлениях. Бродячие артисты, влияя на народную массу, являлись проводником общественного мнения. А в условиях отсутствия письменной литературы выступали хранителями поэтического творчества того времени. Максим Горький писал, что скоморохи «разносили «лицедейства» и сказания о событиях «великой смуты», о боях, об «Ивашке Болотникове», о победах и о смерти Степана Разина». Часто шутки скоморохов были глуповатыми и примитивными, но это не умаляло популярности народных потешников и их роли в развитии древнего народного эпоса русских. Скоморохи слыли талантливыми музыкантами. Особенно качественным считалось творчество новгородских потешников.

За непочитание придворного скоморошества - убийство

Первый из русских правителей, открыто проявлявший интерес к скоморошьему творчеству - Иван Грозный. Именно по его инициативе при царском дворце был организован потешный двор - предшественник будущего придворного театра. Во время правления Ива́на IV количество московских скоморохов увеличилось, по царскому приказу самых талантливых артистов «выписывали» из Новгорода и других городов. Некоторые упоминания в исторических документах свидетельствуют о личном участии Ивана Грозного в скоморошьих забавах.

Несмотря на гонения церкви скоморохи были любимцами знати.

Когда-то близкий царю князь Курбский упрекал его в письмах за столь богоненавистные и греховные увлечения во время пиров, где Иван Грозный был не прочь спеть и сплясать. Известен один факт, когда во время очередного маскированного шоу в царском дворце Государь предложил князю Михаилу Репнину присоединиться ко всеобщему скоморошьему веселю. Михаил Петрович оскорбился и заметил, что такие безумства непристойны даже для боярина, а христианский царь вообще так себя вести права не имеет. Через несколько дней по указу Ивана Грозного Репнин был убит прямо в церкви за свое "дурное" поведение.

Слуги нечистого и царский запрет

В дохристианские времена скоморохи развлекали народ языческими игрищами, участвуя и в обрядах заклинания духов. Естественно, что после крещения Руси православные священники начали бороться со скоморошеством. Бродячих артистов приравнивали к языческим жрецам, попутно осуждая и почитателей таланта скоморохов. В отдельных случаях доходило до епитимьи и запрета причастия.

За традиционное использование масок скоморохов обвиняли в приверженности язычеству.

Веками православные служители открыто проклинали «слуг нечистого». Но никакие церковные запреты не могли до конца избавиться от скоморохов как от светского явления. Самые смелые скоморошьи песни и присказки высмеивали Библию, православные обряды и непосредственно священников. Доставалось и светским властям. Потешные стишки и песни глумились над служебными злоупотреблениями и человеческими слабостями знати, зачастую упоминая конкретные имена.

К началу XVII века против скоморохов выступила объединенная сила церковных и государственных правителей. Поначалу артистов негласно преследовали, запрещая впредь появляться в том или ином месте. В середине века архиепископу Никону удалось добиться радикального указа царя Алексея Михайловича. В царской грамоте от 1648 года запрещалось пускать на порог бродяг с гуслями, домрами, волынками и со всякими играми, шла речь о наказании скоморохов и их почитателей битьем батогами. Русский царь принял решение об истреблении всех музыкальных инструментов, на которых играли и устраивали представления скоморохи.

За веселыми песнями и плясками часто стояла серьезная критика церкви и власти.

Таким образом, на домры, гусли, волынки, бубны накладывался запрет, найденные у людей инструменты изымались и уничтожались. А ослушавшихся отправляли в ссылки или запирали в монастырские темницы, где им всю оставшуюся жизнь оставалось замаливать свои грехи. Постепенно традиционных скоморохов не стало. Они были вынуждены переквалифицироваться в яpмарочных yвеселителей, медвежатников и балаганщиков.

Темная сторона потешной жизни

С усилением гонений на скоморошество вчерашние актеры и музыканты открывали для себя новые занятия. Одним из таких стали кулачные бои. Заработок заключался в ставках на разрекламированных бойцов, которыми порой были сами скоморохи. Имели место и более криминальные «забавы». Гонимые гусляры, гудошники и плясуны время от времени превращались в обыкновенные преступные группы, промышлявшие кражами и грабежами. Они сбивались в бродячие компании до сотни человек, доставляя немало неприятностей как властям, так и простому люду.

Молодой скоморох.

Подозревали скоморохов и в шпионаже. В окружении артистов тайный «агент» мог легально попадать на любые территории государства, интересующие нанявшего его хозяина. Скоморохи были вхожи в самые знатные и богатые дома вельмож и государственных деятелей, имея возможность подслушивать откровенные застольные беседы присутствующих. Некоторые исследователи даже выдвигали версии о происхождении слова «скоморох» от лангобардского scamar(a), что переводится как «шпион».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится