Горькие уроки
В XVI веке на Великих равнинах не было единого культурного центра. Восточная, более влажная, высокотравная часть равнин была оседло-земледельческим регионом, а засушливая, низкотравная западная — охотничье-кочевым. В то время индейцы ещё не скакали на лошадях, как мы привыкли это видеть в вестернах. Они кочевали пешком, используя собак в качестве транспорта для волокуш.
Доминировали же земледельческие сообщества, постепенно продвигавшиеся на запад.
Во время войн пешие отряды выстраивались в линии — преимущество имела та сторона, у которой строй был длиннее. Бой начинался с обстрела из луков, но большие щиты и кожаные доспехи хорошо защищали от стрел. Есть описание такой длительной перестрелки, где обе стороны потеряли лишь по несколько воинов ранеными. Исход схватки решался рукопашной, где основным оружием были копья и боевые дубинки, часто с каменными навершиями.
Военное дело — да и в целом всю жизнь индейцев — коренным образом изменило в XVII–XVIII веках два новшества — лошадь и ружьё. Причём на Великие равнины они двигались разными путями.
Ружья шли с северо-востока. Там ими в Вудленде, в обмен на бобровые шкурки, обеспечивали индейцев французские и британские купцы. В лесной зоне не знали линейного способа боя пеших отрядов, характерного для равнин, но аборигены быстро усвоили правило 1: пешие воины с ружьями сильнее воинов без ружей.
Ружья быстро покончили в лесной зоне с защитным вооружением, а также с луками. В качестве защиты вооружённые ружьями стрелки использовали стволы деревьев.
Уставы пишутся кровью. И индейцы учили новые уроки военного дела, тяжело платя за них. Теряя людей и свои земли.
Эпоха тяжёлой конницы
В XVI веке здесь заявил о себе новый культурный центр — Испанская империя. Индейцы, обитавшие на её границах, сели на коней. Хотя ружей у них не было — испанские власти жёстко пресекали продажу его «дикарям». Запрещена также была продажа холодного и защитного орудия. Индейцы получали лишь топоры и ножи.
Апачи быстро освоили лошадей, их конные набеги зафиксировали уже в 30-е годы XVII века, то есть ещё до восстания пуэбло.
Апачи создали свою конницу, вооружённую холодным оружием (копьями и луками). Причём её можно назвать тяжёлой, поскольку и воинов, и лошадей защищали доспехи из нескольких слоев кожи. Часть снаряжения апачи скопировали у испанцев. Испанские всадники в то время широко использовали в Новой Испании защитное вооружение. До XVIII века в ходу были щиты, которые в Европе остались только в Шотландии. Но вместо кирас конкистадоры в этом регионе чаще использовали кожаные камзолы, а лошадей защищали кожаными передниками. Испанские всадники, помимо палаша и пистолетов, вооружались либо пикой, либо ружьем.
В это время стрелы индейцев, с каменными или костяными наконечниками, были малоэффективны против кожаных доспехов.
На рубеже XVII–XVIII веков «тяжёлая конница» апачей успешно действовала против оседлых племен кэддо на востоке равнин. Конница прорывала их тонкие боевые линии. Часть кэддо согнали с земель, они стали «блуждающей нацией», забросив земледелие и превратившись в кочевников. Именно так индейцы узнали правило 2: конница сильнее пехоты.
Заняв южные равнины, апачи стали полуоседлыми жителями, у них имелись деревни (ранчерии). Они занимались не только охотой и набегами, но и земледелием. Их владения в начале XVIII века простирались до Канзаса и Оклахомы на востоке.
Внезапно возник новый культурный центр, создавший новое снаряжение, выработавший новые военные и охотничьи приёмы, тактику. А также определённые магические ритуалы.
Другие племена начали перенимать эту модель.
В начале XVIII века пауни, будучи врагами апачей, использовали такое же снаряжение и копья с наконечниками из клинков палашей. В начале XVIII века на коня садятся индейцы юта, затем — родственные им команчи. И тоже перенимают этот комплекс вооружения, доказавший свой успех.
При этом юта и команчи остались только кочевыми охотниками. У команчей известна лишь одна попытка перейти к земледелию в 1787, но и она провалилась.
Команчи сменяют апачей
В первой половине XVIII веке апачи были разгромлены и вытеснены из Великих равнин на юго-запад команчами. Тут сыграло роль то, что команчи были кочевниками. И, выяснив расположение ранчерий, могли заставать апачей врасплох во время земледельческого сезона. Ответные удары часто наносились в пустоту.
Стало ясно правило 3: кочевые племена сильнее полуоседлых.
Был создан племенной союз во главе с команчами. Южную часть равнин, где он господствовал, наводя ужас на испанские владения и соседние племена, сейчас иногда называют империей команчей — или Команчерией. Именно она стала новым культурным центром Великих равнин.
Да, земледелию там больше не было места. Господствовала набеговая экономика. Индейцы невольно повторяли модели, которые когда-то существовали в Старом Свете. Так, кочевники Великой степи — например, печенеги — терроризировали и грабили соседей-земледельцев, а в XI веке создали массу проблем и Византийской империи. Главная разница в том, что у индейцев не было стад овец и коров. Их заменяла охота на бизона.
Индейцы экстерном прошли путь военного искусства, на который в Европе ушло много веков.
Чтобы защититься от набегов кочевых индейцев, некоторые полуоседлые племена (например, пауни) начали возводить компактные поселения, окружая их рвом, валом и частоколом. Но пауни продолжали нести большие потери от кочевников и в XIX веке — став их злейшими врагами.
Эпоха лёгкой конницы
В XVIII веке доспехи из кожи и большие щиты вышли из моды.
Вместо тяжёлой конницы на равнинах отныне господствовала лёгкая. Из доспехов остались лишь маленький круглый щит и облегчённая кожаная кираса или куртка. Но вскоре и куртки исчезли, оставшись лишь в декоративной форме — как боевые рубахи. Эти рубахи показывали статус их владельцев. Их шили из кожи и украшали орнаментом из игл дикобраза и прядями волос со скальпов, с притороченными амулетами. Фактически это были торжественные парадные мундиры той эпохи, со всеми регалиями, пропитанные магией боя.
В то время как лошадиная граница продвигалась с юго-запада, ружейная шла с северо-востока. В середине XVIII века обе модели впервые успешно соединились — вероятно, у сиу, на севере равнин. И сев на коня, сиу устремились на запад. Преимущество сиу заключалось также в большой численности — это ведь было не племя, а племенной союз. Соседние общины всегда были дружественными, и от них не нужно было ждать удара в спину.
Так на северных равнинах возник новый культурный центр, который к середине XIX века постепенно сместился к Чёрным холмам. Вероятно, именно здесь появились «Пляска Солнца», а также типичные мужские сообщества воинов индейских племен. Самыми известными из них стали «Люди-собаки» у шайенов.
Ружья и магия
Огнестрельное оружие получило широкое распространение у всех племён равнин уже после войны 1812 года. Несколько позже — у апачей, которых загнали в самый дальний угол и отрезали от торговых путей, по которым они могли получать ружья.
Огнестрел успешно показал себя против пеших воинов. Распространение ружей привело к отказу индейцев от сражений большими отрядами. Строй пеших воинов — хорошая мишень даже для немногочисленных стрелков, а щиты спасали от пуль лишь на излёте.
Но против конницы эффективность ружей была ниже. В быстро мчащегося всадника тяжелее попасть. Кроме того, в отряде нужно иметь достаточно много стрелков, чтобы обеспечить более-менее непрерывный и плотный огонь.
Конные индейцы получили на вооружение ружья, но от луков и небольших кожаных щитов не отказались. В схватках небольших конных отрядов луки позволяли осыпать стрелами противника, пока он перезаряжает ружья.
При этом индейцы Равнин держали боевой щит не за ручку, как европейские воины. Он висел на ремне, который перебрасывали через правое плечо — так легко можно было освободить обе руки для стрельбы. Щит был полезен в рукопашной схватке, мог задержать стрелу и — если повезет, на расстоянии — пулю.
Но это не главное. Щит показывал статус воина. И обладал магией. Потому, что главное у воина — это его Удача, и без магии тут никак. Никакие новшества, пришедшие с белыми людьми, не могли этого отменить.
Именно с не отказавшимися от магии воинами, которые успешно освоили лошадей и ружья, используя их вместе с традиционными луками, затем довелось встретиться на полях сражений в XIX веке солдатам американской армии.