Сексуальность в эпоху Возрождения
1
0
594
просмотров
Обнаженные женщины на полотнах художников, публичные дома с разрешения городских властей и популярные книги об однополой любви — строгой средневековой морали не нашлось места в эпоху Возрождения. Развлечениям Ренессанса позавидовали бы римские патриции: так, Чезаре Борджиа устроил в Риме Каштановый банкет, на котором прислуживали обнаженные девушки легкого поведения.

С изобретением книгопечатания в Европе самым распространенным изданием стал «Декамерон» Боккаччо. Этот «бестселлер» Возрождения посвящался любви и любовникам. Герой одной из новелл — согрешивший монах. Ему удалось избежать наказания, уличив настоятеля в аналогичном поступке. В старости Боккаччо открестился от непристойных рассказов, назвав их безнравственными. Несмотря на заявление автора, «Декамерон» точно отразил дух своего времени. Земные развлечения теперь не считались чем-то постыдным. Женщины отбросили, как надоевшую книгу, консервативную средневековую моду.

Глубокое декольте считалось вполне уместным для светского ужина. Платья открывали плечи. Представительницы прекрасного пола красили ресницы, губы и брови, осветляли волосы с помощью лимона. Стандарты красоты были вполне определенными: «Волосы золотистые, кожа сияющая, брови выразительные, глаза большие, брови не слишком широкие, нос тонкий. Шея не слишком короткая и не слишком длинная». Торговцы в парфюмерных лавках подсчитывали выручку, радуясь желанию дам украшать себя. В эпоху Ренессанса снят запрет на тему отношений мужчины и женщины. Жан Фернель — врач французского короля Генриха II — опубликовал работу, посвященную вопросам физиологии.

Тициан. Венера Анадиомена.

Средневековый «регламент», целиком и полностью определявший быт женщины, ушел в прошлое. «Князь гуманистов» Эразм Роттердамский настаивал на том, чтобы девушки имели доступ к образованию наравне с мужчинами. Однако далеко не все мыслители Возрождения разделяли эту мысль. Теоретик искусства Леон Баттиста Альберти писал: «Мужчины лучше переносят трудности, нежели чем женщины. Они гораздо выносливее. Робкие, медлительные, мягкие женщины нужны нам дома».

«Куртизанка». Возможно, на картине изображена Туллия д’Арагона.

Любопытно, что итальянская куртизанка Туллия д’Арагона получила образование, которое в XVI столетии было доступно лишь мальчикам. В этом ей покровительствовал архиепископ Палермо. Перу Туллии принадлежит сочинение «Диалоги о бесконечности любви». Популярными в эпоху Ренессанса были стихотворения графини Вероники Гамбара. Вероника затрагивала ранее неприемлемые темы, например, домогательства мужчин. Сборники ее стихотворений хорошо продавались. Гамбара достигла успеха как на литературном поприще, так и в делах государственных: она была владетельницей города Корреджо. «Примадонна Возрождения» Изабелла д’Эсте, одна из самых образованных женщин своего времени, собрала обширную коллекцию произведений искусства, покровительствовала художникам и ученым, при ее дворе регулярно проходили шахматные турниры. Д’Эсте открыла школу для девочек.

Муза Микеланджело Виттория Колонна оставила богатое поэтическое наследие, по достоинству оцененное современниками. Куртизанка Вероника Франко, в отношениях с которой состоял французский монарх Генрих III, также издала несколько поэтических сборников. Она откровенно писала о своих любовных переживаниях. В 1580-м Франко заинтересовалась инквизиция: ее обвиняли в «запретных играх доме, наведении любовных чар». Вероника была оправдана. Во многом влиянию примадонн итальянского Ренессанса способствовало их богатство. Благодаря финансовой независимости и происхождению они могли приобщиться к занятиям, традиционно доступным мужчинам.

Вероника Франко.

Свобода, привнесенная эпохой Возрождения, имела и другие последствия. Куда более лояльным в обществе стало отношение к публичным домам. «Женские переулки» в Италии и Франции, по сути, санкционировали местные власти. В Риме, Венеции и других крупных городах узнать девушек легкого поведения можно было по дресс-коду: туфли на высоких каблуках, перчатки. В итальянском городе Мерано характерным украшением являлся желтый цветок. В одной только Венеции в 1509 году насчитывалось больше 5 тысяч работниц публичных домов. Чтобы заполучить девушек, владельцы домов терпимости шли на различные ухищрения — например, обещали оплатить все долги. Бордели нередко работали с молчаливого согласия местных властей при условии своевременных взносов в казну.

Инструкция для владельца одного из публичных домов в Германии гласила: «Пусть присягнет, что будет содержать свой дом в порядке и снабжать его хорошими, опрятными и здоровыми женщинами и что он никогда не будет иметь менее четырнадцати, если же он лишится одной из них вследствие болезни или по какой-нибудь другой причине, то обязан в течение месяца возместить их другой или другими опытными, опрятными и здоровыми женщинами так, чтобы не уменьшалось вышеозначенное число». В связи с распространением сифилиса муниципалитеты распоряжались о медицинских обследованиях девушек в борделях.

Картина кисти голландского художника Флореса Франса.

Сохранились свидетельства, что во время проведения Констанцского собора (с 1414-го по 1418-й год) особенно удачливые куртизанки сколотили в Констанце целое состояние. Современники рассказывали, что во время осады Нойса в ходе Бургундских войн в войске Карла Смелого находилось несколько тысяч проституток.

Козимо Тура. Триумф Венеры.

Ренессанс — время праздника, игры, карнавальных шествий. В дни карнавала стирались правила и чаще, чем обыкновенно, назначались свидания. В Венеции проводились праздники на воде, девушки представали в образе нимф. Представительницы прекрасного пола могли также участвовать в соревнованиях по гребле. Эротика проникла и в свадебные обычаи, особенно простых горожан и крестьян. Мужчины и женщины вместе посещали баню, нередко их разделяла лишь невысокая перегородка. В бане назначали свидания, здесь мужья подкарауливали своих неверных жен. На праздниках получили распространение игры, когда мужчины и женщины касались друг друга. Редкое торжество обходилось без плясок. Танцы были энергичными, с возможностью импровизации.

Мазолино де Паникале. Адам и Ева.

В литературе периода Возрождения высмеиваются однополые отношения. В Италии в середине XVI столетия разгорелся скандал вокруг римского папы Юлия III, взявшего в качестве слуги бездомного подростка Инноченцо. После долгой службы Инноченцо получил титул кардинала. Юлию III приписывали и связи с другими мужчинами. По обвинению в содомии были привлечены молодой Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится