Именно это и случилось с Теодором Шассерио, у которого лишь чуть-чуть не получилось занять свое законное место в первом эшелоне гениев французской живописи. Он всегда был в тени своего учителя Энгра как портретист, когда он одновременно с Делакруа обратился к теме шекспировских пьес, то в плагиате обвинили именно его, а не Делакруа (вряд ли можно себе представить как утончённый эстет Шассерио тайком ночью, переодевшись и загримировавшись, чтобы его не узнали, пробирается в мастерскую Делакруа с целью украсть его творческие замыслы). Приверженцы реализма больше ценили социальный пафос его сверстника Курбе, а сторонники позднего романтизма отдавали безусловную пальму первенства Делакруа, особенно в том, что касалось ориентализма. Иногда его просто объявляли всего лишь талантливым подражателем Энгра, хотя с Энгром он разошелся по идейным соображениям еще на заре своей творческой жизни.
Только импрессионисты во главе с Эдгаром Дега очень высоко оценили творчество Шассерио, особенно его декоративные поиски. Но у Дега здесь был не только художественный, но и личный мотив для симпатии. Шассерио считался во Франции «креолом», так как его мать имела по слухам некую примесь туземной крови (отец Теодора, Бенуа Шассерио в юность уехал искать счастья в Вест-Индию и там женился на дочери местного землевладельца). Дега тоже считал себя «креолом», так как его мать была родом из Нового Орлеана.
И вот именно Дега, а вслед за ним и Морис Дени, объявили лучшей картиной столетия («Топ-100» по версии наиболее прогрессивной части французской художественной общественности образца 1870 года) «Портрет сестер» Теодора Шассерио.
Эта картина была впервые показана в Салоне 1843 года. Критики того времени и искусствоведы из числа наших современников в один голос утверждают, что этот Салон был не слишком выдающимся с точки зрения представленных полотен. Именно поэтому «Портрет сестер» Шассерио неизменно привлекал внимание публики как самое сильное и необычное произведение. Привлекал, но в то же время вгонял в ступор, поскольку на обычный двойной портрет картина была похожа только внешне, так как на ней действительно изображены две девушки с ярко выраженным фамильным сходством.
Но вот дальше начинаются сплошные загадки и проблемы. Название картины не уточняет, что за сестры на ней изображены. Но те, кто знал Теодора Шассерио лично, сразу понимал, что это именно его сестры. И картину можно было бы назвать «Сестры Шассерио», только художник почему-то этого делать не стал.
Конечно, вопрос о том, кто именно изображен на картине, а особенно на портрете, обязательно возникает у любого зрителя, и это вполне закономерно. Не бывает искусства, которое не несёт в себе никакой психологической подоплёки, а если на портрете представлен не случайный заказчик, а люди родные и близкие автору, то непременно хочется понять какие же отношения были между ними, и почему он изобразил их именно так, а не иначе.
В семье Шассерио было пятеро детей. Мне удалось найти минимальные сведения только о четверых. Старшим был Фредерик, родившийся в 1807 году, за ним шла сестра Адель 1810 года рождения, сам Теодор родился в 1819, а его сестра Алин (вообще-то крещена она была как Женевьева) в 1822-м. Пятым ребенком в семье, видимо, была еще одна дочь, Алиса, но время ее рождения мне выяснить не удалось. Иногда исследователи ошибочно называют Алин старшей сестрой художника, видимо, путая ее с действительно старшей (на 9 лет) Аделью. Но если Алин – младшая, то становится более понятным, почему до того, как появился двойной портрет сестер художника, он писал только ее. Как младшие дети в семье с небольшой разницей в возрасте, вероятно, они были наиболее близки между собой.
Алин Шассерио на «Портрете сестер» изображена слева, с розой на поясе. На портрете ей 21 год. Адели Шассерио на портрете должно было бы быть уже за тридцать. Но вторая девушка не выглядит настолько взрослой. По большому счету, она вообще не выглядит старше Алин. Так что, это как раз та самая пятая дочь из семьи Шассерио, Алиса, о которой мне не удалось ничего узнать.
Девушки очень похожи между собой, но не идентичны, они не близнецы, и у каждой прочитывается свой характер, свое положение в семье и, в итоге, своя судьба. Иногда искусствоведы довольно безжалостно говорят, о том, что здесь есть некоторое противопоставление красавицы (Алин) и дурнушки (Алисы), но мне все же кажется, что эту вторую сестру вряд ли можно так жестоко обзывать некрасивой. У нее правильные черты лица, выразительные глаза со спокойным и доверчивым взглядом, прямой и чуть вздернутый на конце нос, что видимо, является фамильной чертой, в большей или меньше степени проявляющейся у всех Шассерио.
У Алин взгляд решительный и недоверчивый, линия скулы, подчеркнутая братом-художником, выдает более жесткий и цельный характер, даже какой-то внутренний стержень. Возможно, положение ее лица в три четверти является для нее максимально выигрышным, поскольку и раньше Теодор изображал ее именно в таком развороте.
Девушки одеты и причесаны абсолютно одинаково: на них модные платья, сшитые скорее всего из самого дорогого в то время лионского шелка, с присборенными лифами, роскошные темно-красные кашемировые шали, тонкие золотые цепочки на шеях (очевидно с крестиками) и даже одинаковый подбор колец на безымянных пальцах левой руки Алин и правой Алисы.
Очевидно, что художника очень занимала тема двойников, темной и светлой стороны души человека, весьма популярная в искусстве романтизма. Он использует декоративные эффекты и внутренний ритм полотна таким образом, что у зрителя в какой-то момент может появиться ощущение, что девушка на самом деле одна, а двоится только в его глазах. Любопытно, что в Салон картина первоначально была предоставлена под авторским названием «Портрет мадемуазель С.», и в этом тоже можно усмотреть намек на то, что художник пытался таким образом обозначить две стороны одной личности.
Двойственность образа подчеркивается не только одинаковыми нарядами, складками почти тождественно ниспадающих шалей, но и практически идентичным положением левых рук героинь. Некоторые исследователи утверждают, что сделав сестер почти близнецами, Шассерио как будто бы спохватился, и оставил несколько деталей, различных для девушек. У Алин это роза на поясе и золотой шнурок (или чётки), который она перебирает пальцами правой руки. У Алисы – модный плетеный браслет и эффектный темно-синий (вероятно, с сапфиром) перстень на указательном пальце правой руки.
Импрессионистов в «Портрете сестер» больше всего восхищала его декоративная составляющая: эффектное и неожиданное, исключительно смелое для 1840-х годов сочетание сочного зеленого фона обоев и ярко-красных шалей, смягченное золотистым (цвета червонного золота) тоном платьев. Возможно, что художник действительно ставил перед собой чисто декоративную задачу, когда писал портрет, освободившись от более серьезного заказа (росписи церкви Сен-Мерри в Париже), но полностью избавиться от психологической составляющей Шассерио так и не удалось.
Любой даже самый неискушенный зритель сразу понимает, кто из сестер доминирует в этой паре. Разумеется, это Алин. Она смотрит на зрителя холодно и отстраненно и, фактически, никак не взаимодействует с сестрой. Это Алиса обвила ее руку двумя своими руками, словно ища в ней защиту и опору. Если судить по одинаковым нарядам, то в семье не было любимиц, у второй сестры даже больше украшений. Но ясно что Алин обладает более сильным и цельным характером, а сестра привыкла на нее полагаться. И при этом особой дружбы между девушками нет.
Распустившаяся роза и, возможно, четки, которые сопровождают образ Алин, определенно приближают ее образ к образу Девы Марии (кстати, Алин так и не вышла замуж). Конечно, в 19 веке символическая составляющая в живописи уже не столь очевидна, как в искусстве предыдущих эпох, но известно, что семья Шассерио отличалась большой набожностью, так что для Теодора подобная символика была вполне естественной. Золотой браслет и дорогое кольцо (вероятно, символ помолвки), делают Алису более земной и в чем-то легкомысленной. Можно предположить даже, что перед нами такие слегка изменившиеся сестры Лазаря 19 века, Марфа и Мария.
К сожалению о сестрах Теодора Шассерио известно очень немного, явно недостаточно чтобы попытаться проследить их жизненный путь и как-то соотнести его с их портретом. Сам Теодор также почти не оставил после себя ни дневников, ни каких-либо записей, даже многие его произведения были утрачены с течением времени. К сожалению, он и до настоящего времени остается как бы на шаг позади, в тени своих более ярких современников и коллег по цеху, недооценённый критиками и исследователями.
Теодор Шассерио умер довольно рано, ему было всего тридцать семь. Причиной его смерти называют продолжительную болезнь, как правило не уточняя, что это было психическое расстройство. Так что, возможно, ему просто немного не хватило времени, чтобы полностью раскрыться.