Божественная легитимность
Инки возвысились и создали собственную империю в XI веке (просуществовала она до XVI) в результате стечения некоторых обстоятельств. Они были одним из народов индейцев-кечуа, проживавших на территории нынешнего государства Перу, и обстоятельства вынудили их стать самыми воинственными из собратьев.
Изначально столица инков, город Куско, был пограничной крепостью, которая защищала других индейцев-кечуа от агрессивного племени чанков. Из-за своего положения на границе с воинственными соседями инки имели самую сильную и постоянно воюющую армию. Но одной армии оказалось недостаточно, и инки преуспели еще и в искусстве дипломатии, создав альянс для борьбы с чанками.
Однажды, после грандиозной битвы, когда чанки были окончательно разбиты и уничтожены как противник, правитель инков Пачакутек Юпанки не стал долго раздумывать и с помощью имеющейся армии захватил союзные города, создав первичную империю. Государство росло и при следующих правителях по размерам стало сопоставимо с Римской империей.
В своей власти инки опирались не только на военную мощь. Будучи искусными дипломатами и политиками, они сделали ставку на идеологическое и религиозное обоснование своей власти. Они провозглашали себя детьми бога-Солнца, пришедшими на землю, чтобы спасти людей от хаоса, голода и варварства. В легендах и историях они создавали образ божественных людей, которые научили других земледелию, искусству и прочим дарам цивилизации.
Как часто бывает с подобными заявлениями, это и близко не было истиной. Изначально инки вообще были кочевниками, а свои многочисленные знания и умения почерпнули из опыта предыдущих цивилизаций Южной Америки.
Теократический тоталитаризм и индейский коммунизм
В какой-то момент пропаганда начала исправно работать, и народ инков стал правящим классом, своего рода верховной кастой империи. Быть инком означало быть элитой. Они делали все, чтобы их власть была незыблемой, создав удивительный сплав жесткого теократического тоталитарного управления и опекающей, даже заботливой, государственной системы.
Для начала они провозгласили себя детьми солнца, а все свои действия безошибочными и правильными по определению. Но при этом, Сапа Инка, то есть «Единственный», правитель, должен был уметь все то, что умели делать его подданные. Когда приходило время садить картофель, инка со своими детьми лично выходил на поле и садил первый клубень, используя золотую палку-копалку. Когда было нужно стричь лам — первую ламу стриг также правитель. Таким образом подданные видели, что Инка знает их проблемы и близок к ним, несмотря на свою божественность.
У инков была создана удивительная вертикаль власти. В самом низу находился пурех — крестьянин, глава семьи, который трудился на поле и общественных работах. Пять пурехов выбирали себе главу, также делали и десять пурехов. Из глав десятков — выбирался глава сотни. А вот уже он подчинялся кураке — наследному правителю. Причем часто этот правитель был не из инков, а из покоренных народов, так как инки старались оставить на местах представителей местной элиты, лишь ставя за плечом каждого из них одного из инков, словно старшего брата, который должен направлять младшего.
Однако было еще два удивительных момента, характеризующих всю империю инков. Во-первых, у крестьян практически не было личной свободы — вся их жизнь была подчинена определенным этапам, и даже если крестьянин не находил себе жену до двадцати пяти лет, его женили по решению местного чиновника.
Под страхом смерти запрещалось закрывать двери, когда семья обедает, так как чиновник должен был иметь возможность заглянуть к крестьянину, и посмотреть, чем он питается, не голодает ли, и нет ли у него излишков еды. Также крестьянам запрещалось перемещаться в другие части империи. У каждой области была своя одежда, и если крестьяна в одной одежде встречали в области, где носили другую — его могли казнить.
Но была и обратная сторона: если у крестьянина случалась беда — болезнь или голод — его бесплатно лечили, и выдавали еду с имперских складов. Вообще, у инков не было эквивалента внутренней валюты, только внешняя, для торговли с соседями. И даже продукты и вещи первой необходимости не обменивались, а распределялись по приказу чиновника с имперских складов.
Самым же удивительным было то, что в случае, если крестьянин был вынужден украсть еду из-за голода, казнили не его, а чиновника, который подобное допустил. Если же чиновник был уличен в коррупции — его прилюдно казнили, скидывая на спину огромный камень, раздавливая в лепешку, в назидание другим казнокрадам.
Система счета и учета
Дополнялась такая картина всеобщим учетом и отчетностью. Всю информацию о собранном урожае и прочих важных вещах тщательно пересчитывали и записывали с помощью узелкового письма-кипу. На веревке-основе вешались дополнительные веревочки, в которых с помощью цвета и разных узлов зашифровывали достаточно большое количество данных. Самое большое кипу, известное нам, весит шесть килограмм.
Подсчетом занимался кипукамайок, который был в каждой общине, и в итоге все данные стекались в столицу, где Великий Инка в любой момент мог получить сведения о том, сколько клубней картофеля собрали в каком-нибудь инкском Гадюкино в прошлом году. Как таковой письменности инки не использовали, и есть даже предположение, что ее запретили специально.
Медицина и строительство
Инки были великолепными организаторами, взяв у предыдущих цивилизаций все самое полезное и подняв это на удивительную высоту.
Например, сложные хирургические операции были известны задолго до инков, но в их правление они стали буквально произведениями искусства. Инкская медицина была бесплатной и использовала сложные инструменты, как, например, зажимы для сосудов. А для сшивания швов на ранах хирурги использовали головы больших муравьев-солдат. Такого муравья подносили к ране, заставляли укусить ее и отрывали туловище. У оставшейся головы рефлекторно сжимались челюсти, и рана таким образом скреплялась.
В строительстве же инки использовали циклопические камни, которые иногда в размере достигали трехэтажного дома, а весили под несколько сот тонн. При этом их подгоняли друг к другу так, что в щель между ними невозможно до сих пор просунуть лезвие бритвы. Удивительные здания часто покрывали позолотой, а вокруг храмов создавали целые скульптурные композиции из чистого золота, поскольку этот металл считался священным и назывался «потом солнца».
Когда разведчик конкистадора Франсиско Писарро рассказал начальнику, что в городе инков стоят сады из золотых деревьев, на которых сидят золотые птицы, вокруг стоят золотые ламы в натуральную величину, а на полях есть золотые побеги кукурузы, командир приказал облить рассказчика холодной водой, думая что он перегрелся. Но в итоге это оказалось правдой.
Имперские дороги и почтовое сообщение
Великолепные города с золотыми садами соединялись развитой сетью дорог общей протяженностью почти тридцать тысяч километров, а самая длинная трасса была длинной почти шесть с половиной тысяч километров. При этом дороги были из каменных плит, шириной до восьми метров, слегка закругленные, чтобы с них стекала вода в специальные каналы.
Если дорога проходила через пустыню — строили стену, чтоб путь не засыпал песок, а если через гору — прокладывали тоннели и делали навесные мосты над пропастями. При этом канаты меняли каждый год, хотя прочность их была такова, что когда пришли испанцы и менять канаты прекратили, один такой мост обрушился только через пять веков эксплуатации.
Через каждые два с половиной километра ставили постоялый двор, на котором путник мог получить ночлег и еду. Там же были и гонцы-часки, которые бегом доставляли послания, зашифрованные в кипу, к которому у гонца был ключ — небольшой стишок. Когда гонец подбегал к станции, он дул в раковину, и на этот звук выбегал другой гонец. Метров сто они бежали вместе, в это время передавался стишок и кипу-послание. Скорость бега была такой, что расстояние в две тысячи километров гонцы преодолевали за пять дней. При этом они жевали листья коки, действующие как допинг.
Вооружение и традиции войны
Вооружение инков мало отличалось от оружия других индейцев этого региона. Как защиту они использовали деревянные щиты, у элиты были еще нагрудники из меди, которую инки, в отличие от ацтеков и майя, знали. На головах носили деревянные или, редко, медные шлемы.
Оружием дальнего боя у инков были пращи и луки, а также метательные копья с копьеметалками. В ближнем бою использовали копья, топоры и молоты. Любимым оружием имперских воинов была палица-макан с навершием в форме звезды.
Оружие самого Великого Инки было сделано из золота. Он тоже ходил на войну, и тоже бился маканом с золотым навершием, а во врагов метал из пращи золотые снаряды.
Но самым поразительным в армии инков была организованость и продуманность стратегии. Инки не нападали просто так, объявив перед этим войну три раза — это делалось для того, чтобы противник собрал войска из всех деревень и спрятался в укрепленном городе, который потом можно было взять и не гонятся по горам за кучей партизан. Нападать же предпочитали в период, когда урожай уже созрел, но еще не был собран. Так что войско получало провиант на землях врага, а бойцы поедали трофейную кукурузу и картошку на глазах у истекающих слюной осажденных.
Но больше всего желание сопротивляться у вражеской элиты отбивало то, что ее представителей оставляли в живых и даже на собственном теплом месте, поэтому противники часто сдавались без боя.
Проблемы и гибель империи
Что могло погубить такую мощную империю, где сорок тысяч инков управляли пятнадцатью миллионами населения? Проблема была как раз в той самой жесткой вертикали власти. Стоило конкистадору Писарро захватить в плен Великого Инку, как вся власть тут же была парализована, и лишь после подлого убийства правителя началась война против испанцев. Ну и конечно, конкистадорам в том числе элементарно повезло — они пришли в тот момент, когда империю сотрясали последствия гражданской войны, где бились за власть два брата-Инки.
Удивительная цивилизация, построившая индейский коммунизм, до сих пор манит исследователей, ведь множество сокровищ и несколько затерянных городов до сих пор так и не были найдены.